В рамках деятельности общественного Совета по безопасности использования атомной энергии в Мурманской области состоялось посещение объекта, известного как Андреева губа. Группа была не очень большой - 12 человек, из них три - представители общественных организаций.
Руководитель отделения «Губа Андреева» Александр Краснощеков представил презентацию о деятельности предприятия. В докладе прозвучали подробности об участии России и иностранных государств в осуществлении проектов по ядерной безопасности на протяжении 10 лет. Норвегия, Великобритания, Северная Ирландия, Швеция и Италия финансировали и принимали участие практически во всех мероприятиях на территории губы Андреева. И в строительстве дороги к объекту, и в обустройстве внутренней инфраструктуры - административно-бытовой корпус, производственная раздевалка, водовод, пирс, столовая, учебный центр, санитарные пропускники, здания для дезактивации автотранспорта, лабораторный корпус, автоматическая система контроля радиационной обстановки, подстанция, электромеханический цех, система физической защиты, укрытие от атмосферных осадков на блоках сухого хранения и др.
Велись многочисленные обследования территории, выяснялись подробности на участках, вызывающих обеспокоенность у специалистов. Проведены и продолжают проводиться подготовительные мероприятия по различным текущим проектам. В работах в губе Андреева задействованы многие российские институты и предприятия. Из услышанного от Александра Краснощекова становится ясно, что сейчас губа Андреева - это взлетная полоса для осуществления основного проекта. Речь идет о выгрузке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из баков сухого хранения, его транспортировки морским путем к причалам ФГУП «Атомфлот» и отправки в специальных железнодорожных составах в город Озерск (ФГУП «ПО «Маяк», Челябинская область). На это нацелены руководство и коллектив предприятия.
По заявлению руководителя «СевРАО» Валерия Пантелеева, при благоприятном исходе процесс может начаться не раньше 2014 года. Но первые рейсы уже осуществлены: в 2010 году судно «Серебрянка» вывезло первую партию ОЯТ, доступного для операций с ним, а в 2011 году в губу Сайда отправлена первая партия твердых радиоактивных отходов.
Группу общественности провели по территории объекта. Все доступные для обзора сооружения были продемонстрированы: можно было войти вовнутрь, посмотреть оснащение и оборудование, задать вопросы. Конечно, на те площадки, где имеются повышенные уровни радиоактивного излучения, не ходили, но и целей таких не ставилось. Контролируемая зона - это рабочие места для персонала, а там существуют свои правила и ограничения, никто их не может нарушать. Например, печально известное здание № 5 - бывшее «мокрое» хранилище отработавшего ядерного топлива, с которого началась история губы Андреева, как ядерно- и радиационно-опасного объекта после аварии в начале 80-х годов прошлого века. Здание поддерживают от дальнейшего разрушения: внешний вид удовлетворительный, есть элементы укрепления, отремонтирована крыша. В районе баков сухого хранения, где на сегодня сосредоточены основные проблемы, идут работы по нормализации радиационной обстановки внутри здания.
Как выяснилось, в настоящее время есть некоторые сомнения по сохранению темпа работ в ближайшие годы - Великобритания вышла из проекта по возведению главного здания, где должны проходить основные работы. Да, и в других европейских странах финансово-экономическая обстановка достаточно сложная, что не позволяет с уверенностью говорить о материальной поддержке проектов в губе Андреева после 2012 года. 2012 год - это окончание программы «глобальное партнерство», в рамках которой и осуществляется финансирование таких проектов.
Губа Андреева - не единственный объект «Глобального партнерства». Это и пункт длительного хранения реакторных отсеков в губе Сайда, и программа реабилитации объекта в ЗАТО Островной (Гремиха), и ФГУП «Атомфлот», и судно «Россита» (только по Мурманской области).
Экологическая организация «Беллона» всегда считала, что объекты, находящиеся в аварийном состоянии, такие, как губа Андреева, не имеют права на существование. Их реабилитация - очень важный вопрос для настоящего и ближайшего будущего. И не зря был организован визит членов Европарламента в октябре 2002 года, чтобы депутаты на месте могли познакомиться с обстановкой.