Как мы уже сообщали, в Архангельске сегодня проходит II Международный форум «Арктика - территория диалога».
«Прошлогодний форум подтвердил необходимость создания в России - крупнейшей арктической стране - статусной международной площадки для обсуждения проблем региона», - сказал глава МЧС и президент организующего форум Русского географического общества Сергей Шойгу. - Теперь, когда такая площадка создана, мы займемся детальной проработкой международного сотрудничества в регионе».
Связанных с Арктикой международных тем для обсуждения действительно предостаточно, от добычи нефти и газа до будущего коренных народов севера. Пресса пестрит прогнозами о возможной «битве за Арктику» и потенциальных конфликтах, связанных с природными богатствами. Военные из арктических государств проводят учения в этом регионе, дипломаты, особенно российские и канадские, обмениваются резкими заявлениями.
Но это, что называется, информационный шум. На деле ситуация выглядит вполне миролюбиво, по крайней мере пока. В прошлом году Россия и Норвегия разрешили 40-летний спор о морских границах; «Роснефть» и «Exxon» в минувшем августе договорились о совместной разработке месторождений в Арктике; за неделю до начала конференции в Архангельске между Москвой и Вашингтоном был устроен видеомост, в ходе которого звучали вполне дружелюбные заявления. «Разработка нефтегазовых ресурсов в Арктике не приведет к какой-либо военной конфронтации», - заверила старший сотрудник по вопросам Арктики Бюро по океанам Госдепартамента США Джули Гурлей (Julie Gourley).
Степень напряженности в регионе невысока, сотрудничество развивается активно, подтвердил в беседе с BFM.ru специалист по геополитике в Арктике Пол Беркман (Paul Berkman) из кембриджского Института полярных исследований Скотта (Scott Polar Research Institute). «В недавних декларациях Арктического совета, подписанных в Тромсе в 2009 году и Нууке в 2011, присутствует слово «мир». В декларациях конференций в Оттаве, на которой в 1996 году был создан Арктический совет, или даже в Илулиссате в 2008 году такие слова отсутствуют. Вероятно, мы можем строить работу на базе концепции, предложенной президентом Горбачевым: «Пусть Северный полюс будет полюсом мира», - сказал Беркман, который участвует в конференции в Архангельске. По его мнению, Россия осознает, что получит большие преимущества в результате изменения климата, поэтому в регионе должна быть стабильность.
В упомянутый Арктический Совет, международную межправительственную региональную организацию приполярных государств, входят Россия, США, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Швеция и Финляндия. Россию на заседаниях совета представляет посол по особым поручениям МИД Антон Васильев - раньше он курировал договоры по стратегическим наступательным вооружениям. «Арктический совет - эта международная организация, в которой Россия сотрудничает с другими странами конструктивнее всего», - сказал газете «The Financial Times» бывший премьер-министр Франции, а сейчас - главный французский дипломат по Арктике Мишель Рокар (Michel Rocard).
На последнее заседание Арктического совета в мае этого года в гренландском Нууке приехали госсекретарь США Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) и глава МВД Кен Саласар (Ken Salazar). Никогда прежде столь высокопоставленные гости не удостаивали своим вниманием заседания полярного правительства. Дело в том, что на заседании в Нууке стороны договорились повысить значимость совета в международных делах. «В Гренландии впервые были приняты не рекомендательные, а обязывающие решения о том, что должны быть разработаны единые требования к добыче нефти и газа в Арктике», - рассказал BFM.ru Евгений Шварц, директор WWF-Россия по природоохранной политике и автор одного из докладов на форуме в Архангельске.
К арктическим исследованиям сейчас приковано большое внимание. Организации вроде Британской антарктической разведки (British Antarctic Survey, BAS), параллельно разрабатывают и арктическое направление. Пол Беркман из Кембриджа обращает внимание на повысившийся интерес к статусу наблюдателей в Арктическом совете со стороны ЕС, Японии, Южной Кореи и Китая. Месяц назад мы сообщали о намерении одного из богатейших бизнесменов КНР построить курорт на 0,3% территории Исландии курорт - эксперты усмотрели скрывающееся за этим экзотическим проектом стремление Пекина к освоению Арктики.
«Что касается Китая, то пока неясно, станет ли он ключевым игроком в Арктике или нет, - говорит Беркман. - Любые ведущие неарктические государства должны будут демонстрировать сдержанность и лидерство, что возможно реализовать через морское право. Китай в этой сфере прилагает большие усилия, в частности через присутствие китайского судьи в Международном трибунале ООН по морскому праву».
Куда ведет Севморпуть
Основная тема форума в Архангельске - формирование арктической транспортной системы как фундамента для развития Арктического региона. В первую очередь, речь пойдет о развитии коммерческого и научного судоходства, транспортных узлов (морские и воздушные порты) и коридоров (Северный морской путь), полярной авиации, грузопассажирских трансполярных и кроссполярных перевозок.
Глобальное потепление и таяние арктических льдов льда открывает новые возможности перед российскими компаниями, в первую очередь, сырьевыми. Как уже писал BFM.ru, доставлять продукцию нуждающимся в металлах и энергоносителях азиатским экономикам по Северному морскому пути «ЛУКОЙЛу», «НоваТэку» и «Норникелю» становится проще и дешевле.
Транспортировка грузов по этой судоходной артерии интересна не только российским компаниям: маршрут из Роттердама в Токио вдоль северного побережья России на 7 тысяч километров короче, чем переход между этими же портами через Суэцкий канал.
В форуме «Арктика - территория диалога», как ожидается, примет участие Сергей Франк. Аналитики увязывают перспективы готовящегося IPO его компании, «Совкомфлот», с развитием Севморпути.
«Если Россия даст зеленый свет развитию Севморпути как полноценного коммерческого транспортного маршрута, инвестиционная позиция «Совкомфлота» будет совершенно иной», - сказал Bloomberg Крис Уифер, аналитик ING Bank в Москве.
Максимальный объем грузоперевозок по Северному морскому пути - 6,7 млн тонн - пришелся на 1987 год; затем несколько десятилетий эта магистраль практически не использовалась. Судоходство по Севморпути стало восстанавливаться после 2000 года, к 2010 году объемы грузоперевозок составили около 3 млн тонн. В следующем году, надеется вице-премьер Сергей Иванов, общий грузопоток по этому маршруту может составить 5 млн тонн - рост на 67% по сравнению с 2011.
Мнения ученых о том, когда глобальное потепление сделает Севморпуть судоходным круглогодично, расходятся. Пол Беркман убежден: климатический сдвиг уже произошел. Вместо многолетнего ледяного покрова в Северном ледовитом океане преобладает первогодичный лед. «Вопрос не в том, когда океан освободится ото льда в летний период, и не в технологиях, поскольку ледостойкие суда могут ходить через первогодичный лед, кроме того, у России есть ледоколы для сопровождения. Сегодня самым значимым в вопросе активного использования Севморпути, покрытого в марте первогодичным льдом от Берингова пролива до Баренцева моря, является вопрос разницы в стоимости сырья между Европой и Азией. Если это будет экономически оправданно, арктические торговые пути могут перейти в активную эксплуатацию ужу в текущем десятилетии», - полагает полярный исследователь из Кембриджа.
У члена-корреспондента РАН, члена президиума Русского географического общества Сергея Добролюбова - более сдержанный прогноз. Он полагает, что круглогодичная доступность Севморпути на всем его протяжении для кораблей без сопровождения ледоколов - дело очень далекого будущего. «В последние десятилетия есть тренд уменьшения площади льдов. Однако и в Восточно-Сибирском и в Чукотском морях, по всей видимости, еще долго в зимний период будут сохраняться ледовые массивы, которые воспрепятствуют проводке судов без ледокольного сопровождения», - цитирует Добролюбова РИА «Новости».
Что до экологических аспектов освоения Арктики (эта тема, наряду с транспортными перспективами, станет основной на форуме в Архангельске), то в своем выступлении Евгений Шварц, директор WWF-Россия по природоохранной политике, намерен обратить внимание на отсутствие международных стандартов и требований международных соглашений и конвенций к добыче и транспортировке нефти и газа. При этом условия работы там на порядок сложнее, чем в Мексиканском заливе, где на буровой BP в апреле прошлого года произошел крупнейший в истории разлив нефти. В холодной воде разложение нефти происходит дольше, вести спутниковый и аэрокосмический мониторинг в покрытых льдом северных морях сложнее.
Экологам не нравится намерение свести хозяйственную активность в Арктике только к добыче углеводородов в ущерб другим сферам деятельности. «В Норвегии рыболовная отрасль и использование морских биологических ресурсов является второй по значимости; интересы многочисленных рыбаков способны политически и экономически уравновесить интересы нефтяников, - рассказал Шварц BFM.ru. - На Лофотенских островах в Норвегии, которые играют большую роль и для защиты российских рыболовецких экономических интересов, поскольку там размножается треска, была создана так называемая «no-go zone» - акватория, исключенная из эксплуатации нефтяниками и газовиками. Недавно такой же статус получил Бристольский залив на Аляске. У нас таких зон нет».
Россия не пустит грязные проекты в Арктику: ни один индустриальный проект в российской арктической зоне не будет реализован без учета экологических требований, заявил год назад, выступая на первом форуме «Арктика - территория диалога», премьер-министр Владимир Путин. Первые лица государства, считает Шварц, обладают объективной информацией и выдвигают правильные природоохранные требования. Проблема в том, что крупные государственные компании, в частности «Газпром» и «Роснефть», саботируют выполнение экологических распоряжений. «В отчетности госкомпаний видно, что им, по большому счету, наплевать на международные стандарты по утилизации нефтяного попутного газа, на директивные документы, которые были приняты в нашей стране. Они делают так, как им удобнее», - говорит Шварц.
И общественная, и государственная экологическая экспертиза дали отрицательное заключение на проект бурения на западно-камчатском шельфе, приводит пример Евгений Шварц. Тем не менее, «Газфлот», 100-процентная «дочка» «Газпрома», начал бурение. Через два дня после того, как представители WWF-Россия обратились с запросами в прокуратуру и в Росприроднадзор, отрицательные решения государственной экологической экспертизы исчезли с сайта природоохранного ведомства.
Похожая история произошла с экологической экспертизой проекта освоения Приразломного нефтяного месторождения (оператор - ООО «Газпром нефть шельф»). Получить комментарии от «Газпрома» к моменту публикации этого материала BFM.ru не удалось. «Зачем же тогда мы боремся за совершенствование механизмов государственной экологической экспертизы, зачем добиваемся от президента Медведева и премьер-министра Путина новых поручений в этой области, если компании плюют на это?» - негодует директор WWF-Россия по природоохранной политике. Частные компании, считает Шварц, ведут себя более ответственно - «они вынуждены честно выполнять требования директивных органов, чтобы сохранить лицензии и шанс на получение доступа к ресурсам». Так, ТНК-ВР за несколько лет повысила процент утилизации нефтяного попутного газа на 15%.