Чиновники Минэнерго работают над Концепцией совершенствования оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности и Программой модернизации отрасли до 2020 года. О том, какие изменения предусматривают эти документы для энергокомпаний и потребителей, рассказал заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Егор Гринкевич (фото), сообщает www.vsp.ru.
- Проект концепции предусматривает ряд существенных изменений на оптовом и розничном рынках электроэнергии и мощности, - рассказывает Егор Гринкевич. - К примеру, предлагается обеспечить конкуренцию за потребителя на розничном рынке среди энергосбытовых компаний. Кроме того, планируется изменить принципы регулирования деятельности гарантирующего поставщика. Так мы хотим создать стимулы для снижения стоимости электроэнергии и организовать эффективный сбор платежей. Ещё одно предложение - сделать основным способом торговли электроэнергией и мощностью на оптовом и розничном рынках двусторонние договоры между поставщиками и покупателями, которые будут заключаться в основном на год и более. Причём планируется развивать все виды двусторонних договоров - физические, финансовые, производные - стандартизированные. Но основу рынка должны составлять финансовые договоры поставки электроэнергии с мощностью как наиболее развитый и эффективный способ торговли. Баланс интересов удастся соблюсти, если усилить вовлечённость потребителей в процесс формирования цен и условий поставки электроэнергии и мощности. В этом как раз помогут двусторонние договоры.
- Как государство оценивает инициативу потребителей, которые обратились в правительство Российской Федерации с просьбой перейти на одноставочные тарифы для производителей энергии, внедрить прямые свободные договоры между поставщиками и потребителями? Какие риски заложены в этих предложениях?
- Суть предложений не в том, чтобы переходить на одноставочный тариф. А в том, чтобы выстроить такую модель рынка, когда при наличии двух товаров (электроэнергии и мощности) генерирующие компании конкурируют за одноставочную цену электроэнергии и мощности. Минэнерго России поддерживает эту позицию. Что касается договоров между поставщиками и потребителями, то, как уже было сказано, мы предлагаем сделать основным способом торговли электроэнергией и мощностью на оптовом и розничном рынках двусторонние договоры между поставщиками и покупателями на долгосрочный период.
- Почему участники сектора с таким нетерпением ожидают изменения правил рынка? В каком направлении государство, на ваш взгляд, может изменить правила рынка электроэнергии в ближайшее время?
- О степени нетерпения участников сектора лучше спросить у них самих. А по изменениям правил рынка электроэнергии можно сказать, что государство будет оптимизировать стоимость электроэнергии и мощности на оптовом и розничном рынках. При формировании цен и условий поставки электроэнергии будут учитываться особенности и индивидуальные предпочтения потребителей. Мы также намерены продолжить формирование условий для инвестиционной активности в отрасли, развития инноваций. Немаловажно и повышать надёжность энергетики и клиентоориентированость компаний.
- Какие факторы, по вашему мнению, повлияли на доверие частных инвесторов электроэнергетическому сегменту? С чем может быть связано желание инвесторов продавать свои активы в данной отрасли?
- Возможно, не совпали ожидания, связанные с получением прибыли.
- Чем вызвано стремление генерирующих компаний параллельно с производством электроэнергии заниматься её распределением?
-Это естественное стремление производителя довести свой товар до конечного потребителя.
- Оправдывает ли себя применение схемы договоров о предоставлении мощности? Какие изменения могут быть внесены в данную модель?
- Применение схемы ДПМ себя оправдывает. Говоря об этом, необходимо отметить, что ещё в 2006-2008 годах правительство Российской Федерации запустило программу модернизации генерирующих мощностей. Был взят курс на приватизацию генерирующих компаний в обмен на инвестиции в строительство новой генерации. В 2010 году поставлена точка в дискуссии о введении долгосрочного рынка мощности. Инвесторам были созданы все условия для выполнения их обязательств по строительству 30 000 МВт генерирующих мощностей, а также заключены договоры о предоставлении мощности, гарантирующие выполнение обязательств со стороны инвесторов, которые они взяли на себя при покупке генерирующих компаний. На данный момент механизм запущен в полном объёме, проведена работа по снижению стоимости ДПМ, договоры заключены и оплачиваются, инвесторы строят объекты, Минэнерго осуществляет контроль достигнутых результатов. Менять эту модель пока не планируется. Но необходимо более чётко понимать, какие объекты строить и по какой цене.
Однако в 2017 году программа, связанная с использованием инструментария ДПМ, заканчивается. Конечно, нужно будет искать новые подходы к созданию условий по стимулированию строительства генерирующих мощностей взамен выбывающих. Отработанный механизм модернизации через ДПМ не может быть применён в условиях ограничения роста цен на электроэнергию, поскольку является дорогим.
Новые механизмы будут описаны в комплексном плане по модернизации электроэнергетики. Этот документ мы разработали совместно с ЭНИН (Энергетический институт им. Г.М. Кржижановского. - «ВСП»), соавторами выступили и другие научно-исследовательские институты в области энергетики и экономики. План называется «Программа модернизации отрасли до 2020 года». Сейчас документ дорабатывается и будет представлен на утверждение в правительство РФ в первом квартале 2012 года.
- По какому пути, на ваш взгляд, сейчас будет уместнее пойти: создавать в сжатые сроки новую модель рынка или доработать существующую?
- Уместнее и разумнее дорабатывать существующую модель, оставляя в ней всё лучшее.