Управление военно-морских исследований ВМС США приступило к реализации программы разработки крупнотоннажного автономного необитаемого подводного аппарата, который будет использоваться на флоте параллельно с уже имеющимися подводными роботами. Как сообщает «Aviation Week», программа под названием «LDUUV» (Large Displacement Unmanned Underwater Vehicle) будет разделена два этапа общей продолжительностью более 4,5 года, сообщает flotprom.ru.
Согласно требованиям ВМС США, новый аппарат должен будет работать самостоятельно, без вмешательства оператора, на больших глубинах при сложном рельефе дна. Робот должен будет выступать в качестве корабля носителя небольших подводных АНПА, а также различных сонаров, сенсоров и другого дополнительного оборудования. Не исключается также возможность установки на новый аппарат вооружения. Многие технологии, которые можно реализовать на АНПА, уже существуют в настоящее время.
Новый подводный робот будет использоваться для выполнения широкого спектра задач, включая патрулирование, разведку, очистку вод от мин, боевые операции, обнаружение и сопровождение подводных лодок и надводных кораблей на большом расстоянии. Как ожидается, тендер на разработку нового аппарата будет объявлен в 2014 году. К этому времени командование ВМС США намерено полностью определиться с требованиями к крупнотоннажному АНПА, включая его водоизмещение и размеры.
Одним из возможных участников будущего тендера может стать американский концерн «Boeing», разработавший в 2001 году глубоководный автономный аппарат «Echo Ranger» водоизмещением пять тонн. Этот АНПА способен погружаться на глубину до трех тысяч метров. Длина робота составляет 5,5 метра, а диаметр - 1,27 метра. Он способен развивать скорость до восьми узлов. «Echo Ranger» может функционировать под водой на протяжении 28 часов.
«Echo Ranger» оснащен системой уклонения от столкновения: специальные сонары отвечают за обнаружение препятствий, а компьютер просчитывает маршрут уклонения. Изначально аппарат разрабатывался по заказу американских нефтедобывающих компаний для разведки морского дна, однако впоследствии им заинтересовались военные. ВМС США провели несколько испытания подводного аппарата.
На первом этапе разработки, прототип аппарата будет испытываться в прибрежных водах на глубине не более 30 метров. АНПА должен будет действовать самостоятельно, но в случае затруднительных ситуаций выходить на связь с оператором по спутниковому каналу. Продолжительность первого этапа составит около 18 месяцев. На втором этапе, продолжительность которого составит три года, аппарат будет проходить интенсивные испытания в океане на большой глубине в полностью автономном режиме.
В рамках программы LDUUV будет реализовываться ещё одна, нацеленная на развитие энергетической системы АНПА. Первый этап этой программы рассчитан на три года. По его итогам планируется разработать систему энергоснабжения, которая позволит АНПА действовать под водой на протяжении 30 суток. После второго этапа подводный робот сможет функционировать под водой на протяжении 70 суток. Масса источника энергии для перспективного АНПА составит около 3,5 тонны.
А в это время казахстанские военно-морские силы пополнятся первым отечественным ракетно-артиллерийским кораблем «Казахстан» . Корабль, построенный на заводе «Зенит» в Уральске, уже готов к спуску на воду.
Министр обороны Адильбек Джаксыбеков лично проверил техническое состояние нового корабля. Корабль водоизмещением 240 тонн способен развивать скорость до 30 узлов. Длина корабля - 46, ширина - 9 метров. Оснащен суперсовременной навигационной системой, опреснительной установкой, которая позволяет находиться в море до 10 суток.
Особого внимания заслуживает вооружение корабля: модернизированные ракеты и зенитно-артиллерийские установки. Уже в конце апреля корабль перегонят по реке Урал в Каспийское море, а в августе «Казахстан» пройдет завершающие испытания.
Только после этого корабль отправят охранять территориальные воды. В предстоящие два года на вооружение военно-морских сил страны поступят еще два таких корабля.
В 2016 году здесь же будет спущена на воду учебно-тренировочная станция, предназначенная для обучения морского экипажа действиям по спасению судна при чрезвычайных ситуациях, сообщает flotprom.ru.