Ряд крупнейших российских энергокомпаний объединился в работе по совершенствованию нормативной базы в сфере регулирования рынка тепловой и электрической энергии. Свои предложения представители фирм сформулировали в едином документе и направили на рассмотрение в соответствующий комитет Госдумы.
Как сообщил генеральный директор «Мечел-Энерго» Юрий Ямпольский, на инициативу объединиться для продвижения новых законодательных инициатив в Госдуму откликнулись 12 российских компаний. Среди них «Газпром энергохолдинг», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РусГидро», «Сибирская генерирующая компания», «ТГК-1», «МОЭСК» и другие. «Надеемся, что наши инициативы позволят снизить риски предприятий отрасли от неплатежей посредников и перепродавцов тепловой и электрической энергии», - отметил он.
По сути, энергетики хотят лишить управляющие компании права поставлять населению коммунальные услуги и собирать за них оплату, при этом оставить УК только выполнение работ по содержанию домов, в том числе внутридомовых инженерных систем.
«190-ФЗ «О теплоснабжении» не оставляет права выбора производителю, не являющемуся Единой теплоснабжающей организацией (ЕТО) в определенной системе теплоснабжения, и обязывает его заключить договор поставки тепловой энергии с ЕТО», - объяснил Ямпольский. Фактически производителю навязывается посредник, тепловую энергию не производящий, но управляющий тепловыми сетями, к которым присоединены потребители.
«У производителя, в рамках одной системы теплоснабжения, должно быть право выбора: либо он сам продает потребителю напрямую, несмотря на отсутствие границ с этим потребителем. Либо он привлекает третью сторону - ЕТО, одновременно являющуюся сетевой организацией, - полагает эксперт. Кроме того, энергетики выступают за приватизацию тепловых сетей. «Когда сети находятся на балансе муниципалитетов и передаются в аренду, арендатор не заинтересован инвестировать в несобственные активы. Идет латание дыр», - уверен Ямпольский. Сверхнормативные потери не компенсируются производителю, так как нет источника их погашения. Ком нарастает, и арендатор банкротится, а производитель не может взыскать с него долг. Появляется другой арендатор и процесс повторяется.
Сверхнормативные потери компенсирует сам производитель за счет привлечения заемных средств, что негативно сказывается на экономике производителя. Банкрот должен отвечать имуществом - тепловыми сетями. Производитель - единственный, кто заинтересован в их модернизации и грамотной эксплуатации. Поэтому ему необходимо предоставить приоритетное право на их приобретение, уверены энергетики, сообщает «РГ».