«Каково это - вернуться на родину предков?» - этим вопросом финские журналисты встретили главу Карелии Александра Худилайнена на пункте пропуска Сювяоро-Париккала на российско-финской границе. Как свидетельствуют архивы, именно из Париккала предки нынешнего руководителя республики в конце XVII века переехали в местность, которая позднее стала Гатчинским районом Ленинградской области. «Я рад быть здесь не только по ностальгическим причинам. - ответил А. Худилайнен. - Мой долг как главы Карелии требует от меня качественного изменения сотрудничества между нашей республикой и Финляндией».
13 августа началась трехдневная рабочая поездка А. Худилайнена в Финляндию. Главу Карелии сопровождает его заместитель, министр экономического развития республики Валентин Чмиль. В Париккала, на встрече с руководством коммуны и провинции Южная Карелия, обсуждался один вопрос, - когда откроется пассажирское сообщение через Сювяоро? Пока через существующий пункт упрощенного пропуска идет только экспорт леса из России. Чтобы ситуация изменилась пункт должен получить новый статус.
Как сказал председатель правления коммуны Париккала Ари Берг, ещё в 1995 году, когда пункт пропуска только создавался, уже была идея организовать пассажирское движение. Более того, финские пограничники и сейчас его не запрещают - жесткие ограничения действуют с российской стороны. Пропуск пассажирского транспорта через Сювяоро давно фигурирует в финских перспективных планах развития не только коммуны, но и всей провинции. По линии Еврокомиссии выделяются средства на реконструкцию подъездных дорог к Сювяоро, как с финской, так и с российской стороны. Причём Еврокомиссия оценивает эти проекты положительно и готова увеличивать ассигнования, если вопрос об изменении статуса пункта пропуска сдвинется с мертвой точки. Как заявил начальник пограничного пункта пропуска Илкка Тиайнен, существующая инфраструктура уже позволяет пропускать до 10 тысяч человек в год.
А. Худилайнен подтвердил заинтересованность Карелии в открытии нового международного пункта пропуска на территории республики. «В прошлом году консульство Финляндии в Санкт-Петербурге выдало 1 млн 200 тысяч виз. 90 процентов этих людей въезжают в Финляндию через пункты пропуска в Ленобласти, которые испытывают серьезную перегрузку. Очереди с обеих сторон границы достигают нескольких километров. Пункт пропуска Сювяоро мог бы взять на себя заметную часть пассажиропотока, не говоря уже об увеличении интенсивности деловых и других контактов между Финляндией и Карелией». - отметил глава республики.
Также А. Худилайнен напомнил, что по планам федерального центра в 2016 году ожидается завершение строительства новой дороги Санкт-Петербург-Сортавала-Петрозаводск. Это будет современная скоростная магистраль на 70 километров короче прежнего пути. Более того, президентской концепцией улучшения дорожной инфраструктуры России предусмотрено развитие автомобильного сообщения из регионов Северо-запада на юго-восток: в Пермь, на Урал, в Сибирь.
Следовательно, пассажиропотоки и грузопотоки, которые могут пойти через пункт пропуска Сювяоро, в перспективе будут только увеличиваться.
В этом году за счёт бюджета Карелии будет разработан проект дороги от Лахденпохьи до пункта пропуска, и к концу 2014 года трассу планируют реконструировать.
А. Худилайнен подчеркнул, что для изменения статуса Сювяоро потребуется политическое решение на государственном уровне. Как сообщил глава Карелии, этот вопрос может стать одной из тем для обсуждения на запланированных в ближайшие месяцы встречах главы Карелии с президентом России и президентом Финляндии. Кроме того, одной из совестных задач Карелии и Южной Финляндии глава Карелии считает необходимость убедить пограничные ведомства обеих стран в необходимости изменить статус Сювяоро.
Руководитель республики подчеркнул, что в Карелии сформировано новое правительство и формируется новая политика, построенная на открытости, доступности и прозрачности. Уже осенью в парламент региона будут внесены законопроекты, призванные повысить инвестиционную привлекательность региона.
По мнению А. Худилайнена, особый интерес для финских инвесторов могут представлять такие отрасли как лесной и горный комплекс, сельское хозяйство, машиностроение, сборочные производства (в том числе, техники для лесной и горной отраслей).
«Чтобы убедить российские власти изменить статус Сювяоро на международный пункт пропуска, нам нужно доказать перспективность этого шага, - подчеркнул глава Карелии. - Если очень хорошо поработаем, то, я не исключаю, что уже в 2014 году Сювяоро может начать функционировать в новом качестве».
Пункт пропуска в Сювяоро позволит расширить границы сотрудничества с Финляндией
