Бывший «газовый король» России, третий человек в государстве в 1990-е Рем Вяхирев прервал 10-летнее молчание и поделился воспоминаниями с журналом «Forbes». Из этого интервью родилась объёмная статья, где в трудовой биографии Вяхирева представлена изобилующая массой любопытных деталей история создания и развития российского и мирового газового гиганта - «Газпрома».
В своих откровениях основатель и бывший руководитель «Газпрома» среди прочего рассказал про опыт личного общения с первыми лицами государства и дал оценку некоторым другим ключевым фигурам той эпохи. Так, например, про Анатолия Чубайса, одного из главных «ельцинских реформаторов», Вяхирев сказал, что «вреднее человека для государства российского не было и не скоро появится».
Чубайса, а также Бориса Немцова экс-глава «Газпрома» называет жуликами и жалуется, что от них приходилось прятать акции компании, которые остались в распоряжении у руководства после её приватизации в 1992 году. Тогда, как напоминает журнал, в федеральной собственности остались только 40% акций «Газпрома» (из них право голосовать 35% получил менеджмент), около 48% было продано населению (из них около 15% приобрели работники газовой отрасли), ещё 10% за приватизационные чеки выкупил сам «Газпром».
«У нас было напрямую 35% акций «Газпрома», ну и ещё акции, которые мы рассовывали по своим. В разных местах прятали, потому что в государстве были жулики Чубайс, Немцов и прочие - они же первые все отняли бы», - утверждает Вяхирев. По его словам, «они все (реформаторы) хотели разодрать «Газпром», у них два действия в голове - отнять и разделить. Умножить и прибавить они не знали».
Имя ещё одного реформатора, Егора Гайдара, ныне покойного, упомянул бывший министр энергетики Владимир Лопухин, которого «Forbes» цитирует в своей статье о Вяхиреве. По словам Лопухина, Гайдар мог вызвать Вяхирева со словами: «Рем Иванович, нам нужно курс рубля поддержать», и «Газпром» с его валютной выручкой «поддерживал».
«Государство из нас выдирало постоянно, - подтверждает сам Вяхирев. - Все денег просили - и пограничники, и генералы. Все у меня в друзьях тогда ходили. Режиссер Никита Михалков - и тот на «Сибирского цирюльника» приходил просить. Талантливый он артист, пришлось дать».
А бывший министр экономики Евгений Ясин добавляет: «Однажды Юрий Лужков выбивал у (премьера) Черномырдина деньги для Москвы. Я кричал, что никаких льгот быть не может. Тогда Черномырдин взял трубку и позвонил Вяхиреву: «Рем Иванович, дай Лужкову квоту на экспорт газа».
Вяхирев называет Виктора Черномырдина «Черномором» и рассказывает, что с ним у него были «свои отношения, я все-таки постарше его». «Много партийности было в его сознании, но она постепенно вытряслась все же. Нормальный был мужик, соображал», - отзывается бывший «газовый король» о своем бывшем же шефе.
Черномырдин, напомним, был министром газовой промышленности СССР, Вяхирев - его первым замом. После преобразования министерства в концерн "Газпром" эти же роли остались при них, пока в 1992 году Черномырдин не возглавил правительство. Вяхирев же стал главой «Газпрома».
Бориса Ельцина Вяхирев называет «царем». По его словам, «царь» в газовых вопросах доверял Черномырдину. Вообще, по оценке экс-главы «Газпрома», «Ельцин, при всей дикости своего характера, управляемый был человек. В тех вопросах, в которых он не разбирался, он доверял кому-то». А ещё он характеризует первого президента России как «хозяйственного мужика». «Когда первые газопроводы строили в Свердловской области, он сам в планерках участвовал. Такое редко найдёшь», - делится он.
Из тогдашних приближенных Ельцина и «семьи» Вяхирев упоминает Бориса Березовского и Романа Абрамовича. «С Березовским мы не ссорились никогда. Он просился одно время быть моим замом каким-то, хотел, чтобы экономику и финансы «Газпрома» ему отдали. Но я ему сказал: «Иди...». И он больше не приходил с этим. Отстал от меня и всё», - рассказывает он.
Абрамович же, по воспоминаниям Вяхирева, был «примиряющим». «Когда какой-то скандал у нас с Ельциным происходил, (Абрамович) приезжал ко мне, пытался помирить, успокоить. Помогал как-то, морально, по крайней мере. Он, наверное, от «семьи» приезжал. «Семья» ему рассказывала. Они следили, чтоб мы не ругались с «царем». Понимали, наверное, что «Газпром» важен для государства».
Владимира Путина в своих откровениях Вяхирев называет «новым царем», хотя, судя по репликам, больше в ироническом ключе. По его словам, Путин очень обрадовался, узнав о его уходе из «Газпрома» в 2001 году. «Путин когда услышал, что я ухожу, так обрадовался, что прямо при мне начал звонить Волошину (Александр Волошин в 2001 году возглавлял кремлевскую администрацию. - Прим. ред.) с поручением выписать орден. Правда, они мне его не вручали до самой зимы», - вспоминает экс-глава «Газпрома».
«А Медведев меня ещё и в совете директоров попросил остаться. Я туда ходил, как дурак. Ну, на самом деле, что мне там делать. Они сидят, шепчутся друг с другом, делают, что хотят, а ты как баран. А я пешкой не привык быть. Миллера я совсем чуть-чуть знал, он замминистра энергетики был совсем недолго», - делится он.
По версии Вяхирева, он сам предложил Путину отправить его в отставку. «Новый «царь» начал мне вопросы задавать довольно-таки интересные. Ну, я и говорю: если я не на месте, то сейчас прямо и ухожу. Это в марте 2001 года было, а контракт у меня в мае заканчивался. Так и договорились», - рассказал он «Forbes».
«У меня ведь дерьма нет внутри, оно все осталось где-то на работе в лопате, с которой я ходил, - продолжил Вяхирев. - В 2001 году мне уже 66 лет было. И так перебор уже. Да и допекли меня, невозможно работать: обложили, как медведя в берлоге, всякими дуростями, проверками. Я думаю, нашли бы какую-то причину, башку бы оторвали мне, а зачем ждать, когда оторвут?»
Однако, как пишет журнал в статье о Вяхиреве, тот впервые заговорил о своем уходе ещё в 1999 году. Годом раньше, в марте 1998-го распалась связка Черномырдин - Вяхирев: Ельцин отправил верного премьера в отставку, и «неприступная крепость», в которую они превратили «Газпром», стала разваливаться. В канун 2000 года на покой ушел и сам Ельцин. Вместе с его преемником Владимиром Путиным к власти пришли совсем другие люди.
В 2000 году совет директоров «Газпрома» обязал Вяхирева согласовывать все сделки по имуществу, а годом позже отменил фантастическое условие, по которому Вяхирева можно было уволить только с его согласия. (В уставе «Газпрома» времен Черномырдина - Вяхирева было прописано, что сместить Вяхирева можно было, только если бы он сам проголосовал за свою отставку. - Прим. «Forbes»).
Источник, близкий к руководству «Газпрома», высказал мнение журналу, что «если бы Вяхирев сумел вовремя распознать Путина, он бы наверняка усидел, но он Путина не понял просто». «Forbes» делится слухами, что незадолго до объявления об отставке Вяхирева Путин вызвал в Кремль всех директоров «Газпрома» и объявил им, что нужно готовиться к смене руководства в компании.
В мае 2001 года об отставке было объявлено официально - Вяхирева сменил Алексей Миллер. А затем началась кадровая чистка с показательным «отрыванием голов», говорится в статье. Главной жертвой стал Яков Голдовский, при помощи «Газпрома» создавший холдинг «Сибур». Когда он попытался перехватить контроль над компанией, его арестовали - прямо в приемной Миллера. Просидев в СИЗО несколько месяцев, Голдовский продал активы «Газпрому» и уехал за границу.
Арнгольт Беккер, размывший долю детей руководителей «Газпрома» в «Стройтрансгазе», предусмотрительно уехал заранее и торговался уже из Германии. В итоге он продал Алишеру Усманову для «Газпрома» свой пакет компании «Стройтрансгаз». В 2002 году в рамках расследования дела о «Сибуре» был задержан и Вячеслав Шеремет, правая рука и первый заместитель Вяхирева, курировавший все ключевые вопросы в правлении «Газпрома». Правда, уже через сутки его отпустили, напоминает журнал.
Самого Вяхирева, по его словам, еще лет пять после ухода продолжали проверять, хотя ни о каком возврате активов «Газпрома» с ним не беседовали. «А вообще зло берёт иногда за такие разговоры, потому что кто делал деньги, он и делает их до сих пор и как-то сумел откупиться. Вот мне дали значок (тот самый выписанный Путиным орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени). Ну и я доволен. Сказал «спасибо» и пошёл, и всё нормально», - говорит бывший «газовый король».
Вяхирев заявляет, что после ухода из «Газпрома» ничего не потерял. Как уточняет «Forbes», он по-прежнему владеет акциями компании (0,01182%), которые достались ему как члену правления, и по ним получает дивиденды (по итогам 2011 года Вяхирев должен получить на свой пакет около 23,5 миллиона рублей). У него большое хозяйство, больше 50 гектаров (Вяхирев даже пятнистых оленей разводит). Больше чем наполовину это хозяйство обеспечивается, по его словам, за счет «газовых» дивидендов, сообщает «Нефть России».