Рыба ушла, но обещала вернуться

Судя по статистике, наши рыбаки вышли на уровень добычи более 4 млн тонн в год. В 2002 году  этот показатель достигал лишь 3,3 млн тонн. За 10 лет - неплохой результат, если бы ни один нюанс: рост добычи сначала замедлился, а с 2011 года и вовсе остановился. Заоблачными остаются показатели бывшего СССР, который в свое время добывал почти 11,5 млн тонн, а в пределах нынешних границ России - 6,5-7,3 млн тонн. У страны по-прежнему выход в три океана, 17 морей, а улов вдвое меньше. С чем же это связано?
Как считает Иван Осипов, эксперт Института региональных проблем, можно, конечно, сослаться на катастрофически стареющий рыболовецкий флот, на плачевное состояние научного флота, поставляющего информацию о миграции рыбы, на плохую экологию. Ну как тут не вспомнить персонаж Аркадия Райкина, который утверждал, что «рыба в Оке была». При этом нужно учесть, что рыба на внутреннем рынке всё время дорожает: по данным Росстата, с 2009 по 2012  год  стоимость живой рыбы в магазинах подскочила с 75 до 115 рублей  за килограмм, маринованной рыбы - со 146 до 243 рублей, а рыбных консервов - почти вдвое. Любопытно, что это противоречит мировой тенденции - за 10 месяцев 2012 года. средняя стоимость морепродуктов снизилась на 7%.
Многие считают, что беда в том, что большая часть российских уловов уходит за рубеж. Это действительно так. Но это - далеко не вся правда. Разгрузиться в российском порту, в отличие от японского (норвежского, китайского, корейского и т.д.) - пока больше проблем, чем возможностей. Для сравнения - чтобы сдать груз в норвежском порту нужно всего 3-4 часа, в российском - тоже 3-4, но только уже дня. Сначала «бой» с пограничниками (без их разрешения нельзя возвращаться в родные воды), таможенниками (дискуссии вокруг стоимости улова) и десятком других проверяющих, контролирующих и прочих паразитирующих организаций.
Дальше - больше. Прорвавшись на берег, рыба попадает в устаревшие холодильники, на старые перерабатывающие предприятия. Доставлять же рыбу из приморских районов Дальнего Востока, Русского Поморья, да даже с Балтики по железной дороге очень дорого, тарифы растут год от года и, как подметили рыбаки, очередное уже намеченное повышение совпадает с путиной, когда склады переполняются и вывозить рыбу надо любой ценой. Везде спрос определяет предложение, в России - наоборот: припортовая железнодорожная инфраструктура, не позволяющая грузить и вывозить рыбу нормальными темпами, создает «узкое горлышко» - не транспортники борются за рыбоперевозку, а рыбопроизводители стараются любым путем и за любую цену вывезти рыбу на «материк». Отсюда низкое качество и высокая цена транспортировки.
Можно ли исправить положение? Наверное, да. Главное здесь руководствоваться принципом - не навреди. Что будет, если, например, применить рецепт, усиленно рекомендуемый некоторыми высокопоставленными чиновниками: запретить экспорт и направлять всю рыбу внутрь страны. Рыбы на складах много, транспорт не справляется с перевозкой рыбы, устаревшие заводы не в силах её переработать, а существующие тарифы делают невыгодным производство в целом. Очевидно, что необходимы комплексные законодательные решения, завязывающие производство, транспортировку, переработку и дистрибуцию с одной стороны, и ценообразование, тарифы и льготы - с другой, в единую систему «рыбных координат». Планируемое в Госдуме очередное рассмотрение закона о рыболовстве, на которое очень надеются рыбаки, пройдёт в марте.
Кроме того, в отрасль требуется приток инвестиций, приход мощных компаний, способных и лов вести, и производить переработку на современном уровне, и обеспечить решение логистических проблем. Государство уже идёт по этому пути, хотя порой это движение напоминает «шаг вперед, два шага назад». Объявленная, но пока так и не доведенная до логического решения приватизация одного из крупнейших рыбодобывающих активов - Архангельского тралового флота (АТФ) - один из таких примеров.
Другое дело, что в поиске эффективных экономических решений важно не забывать и про региональный и социальный аспекты. В случае с тем же АТФ принято решение о самом непосредственном привлечении Архангельской области к решению вопроса о приватизации, что должно позволить решать в одной связке вопросы развития отрасли и региона. Этот механизм важно сделать универсальным и для других приморских областей.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

14:07Предпринимательница рассказала, как построила «хюгге-домик» под Мурманском

12:47Трогательная мурманская история: Хозяин нашел свою собаку спустя полгода

11:09В Мурманской области вырастили ананас

10:32В 39 школах Мурманской области будут приобщать детей к футболу

10:00ЕВГЕНИЙ ДАНИЛКИН. Жемчужина у моря

16:21В Мурманской области молодые команды пойдут в экспедицию «Форпост Заполярья — высота Ударная»

15:21Минтранс Мурманской области предупреждает: В воскресенье в районе Кольского моста будет не проехать

14:58На время проведения «Гольфстрима» в Мурманске приглушат мобильный интернет

14:47У Андрея Чибиса попросили решить вопрос с работой Алиэкспресса в Североморске

12:41Стало известно расписание бесплатных автобусов до Кольского моста на фестиваль «Гольфстрим»

11:41В Мончегорске ребенок на велосипеде въехал в иномарку

10:17Мурманских ребятишек приглашают поучаствовать в конкурсе рисунков «Я люблю мой город»

16:00Повороты на железной дороге выгнутые: как гнут рельсы — где это происходит, какой инструмент используется

15:44Такой пирог будут просить приготовить каждый вечер: простой рецепт выпечки со сливами — невероятный аромат

15:01Суждено стать состоятельными людьми: 2 знака Зодиака обогатятся во второй половине сентября 2025 года — чьи карманы распухнут от денег

14:00Головоломка для внимательных людей: надо найти отличия на 2 рисунках за 43 секунды — проверьте себя

13:43Все старания перестали иметь значение: важное правило, если вас начали обесценивать

13:02Две женщины посвятили свою жизнь любимым: одна — мужу, другая — сыну — оба стали величайшими людьми и вошли в историю

Все новости