Главному организационно-мобилизационному управлению (ГОМУ) Генштаба поручено разработать новые штаты бригад военной полиции. Если Сердюков планировал, что военные полицейские будут сами заниматься оперативно-розыскной деятельностью, вести следствие и проводить дознание по преступлениям, направленным против военной службы (самоволки, дезертирство, неисполнение приказа, уклонение от службы и т.д.), то Шойгу решил оставить в военной полиции только комендантскую службу и подразделения военной автомобильной инспекции (ВАИ).
Кроме того, из штатов специальных бригад военной полиции, которые планировалось создать в каждом военном округе, исключены мотострелковые батальоны, отряды спецназа и психологических операций, снайперские роты, водолазы, огнемётчики и другие спецбойцы.
Шойгу поручил кадровикам представить новые штаты до лета. Поскольку подразделения военной полиции в полной мере ещё не созданы, реформа затронет единственную полицейскую часть Минобороны - 130-ю отдельную мотострелковую бригаду (ОМСБР), дислоцированную в московском районе Сокольники.
По «сердюковскому» штату полицейская бригада из 3,5 тысячи человек должна была включать четыре мотострелковых батальона на бронетранспортерах и множество специальных подразделений. Предполагалось, что военные полицейские будут бороться с террористическим подпольем, разведывательно-диверсионными отрядами противника, защищать государственные и военные объекты в случае войны.
Сейчас «лишние» подразделения будут расформированы, а военнослужащие из них переведены на другие должности - 130-я ОМСБР комплектуется только военнослужащими по контракту, требования к которым столь же строгие, как в спецназе или воздушно-десантных войсках.
Причина полицейской реформы в армии в том, что новое спецподразделение с множеством функций оказалось не востребовано.
- Для решения спецзадач существуют соответствующие спецподразделения. Бороться с террористами, предотвращать массовые беспорядки должны ФСБ, МВД, другие специальные структуры, а Минобороны нужно для противодействовать только военным угрозам. Создавать дублирующие структуры, замыкающиеся лично на министра обороны, практического смысла нет. К тому же в расширенном виде военная полиция не вписывалась в функционал Сухопутных войск, главкомату которого ее структурно передали, - сказал «Известиям» собеседник - офицер Генштаба.
Офицер военной полиции, отвечавший за разработку штатов «сердюковских» бригад и боевых документов, пояснил, что бригады военной полиции копировались с американских. В армии США есть департамент криминальных расследований, у которого широкий спектр деятельности. А в России имеются соответствующие органы - военно-следственное управление в Следственном комитете, Главная военная прокуратура в Генеральной прокуратуре, так что дублировать их функции излишне, считает он.