Исполнилось десять лет с даты принятия Госдумой Федерального закона «Об электроэнергетике», давшего старт реформированию отрасли и разработке новых моделей оптового и розничного рынков электроэнергии. С того дня закон претерпел множество изменений. Последним серьёзным шагом было принятие в мае 2012 года постановления правительства России № 442, определяющего новые правила работы на розничных рынках электроэнергии, в частности устанавливающего более прозрачное ценообразование.
Впрочем, действующие реалии требуют создания принципиально новой модели оптового и розничных рынков электроэнергии либо глубокой модернизации существующей, считает Александр Калинин, первый вице-президент «Опора России». Это стало одним из приоритетных направлений работы правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики. В очередной раз дан старт активному обсуждению модели, которая должна обеспечить жесткую связку оптового и розничного рынков и быть направлена в первую очередь на развитие конкуренции за потребителя на рознице.
С позиции взаимоотношений оптовой генерации и оптовых покупателей конкуренция может быть достигнута путём внедрения системы свободных договоров на электроэнергию и мощность (СДЭМ). Посредством этого на рынке в обязательном порядке должны реализовываться основные объёмы электроэнергии.
При этом необходимо предоставить возможность участия в торгах по свободным договорам максимальному числу участников: гарантирующим поставщикам (ГП), независимым энергосбытовым компаниям и покупателям. Это сформирует объективный баланс спроса и предложения, а также обеспечит создание реально рыночных условий ценообразования.
Крайне необходимо существенное упрощение доступа на оптовый рынок для покупателей и предоставление им возможности заключения свободных договоров без получения статуса участника оптового рынка. С одной стороны, в этой схеме потребитель получит возможность самостоятельно приобретать электроэнергию у генерации. С другой - в борьбу за потребителя включатся гарантирующие поставщики и независимые сбыты. При этом ГП в данной модели утратят все монопольные права и сохранят, по сути, только обязанность по снабжению населения энергией и заключению договоров с каждым обратившимся к ним потребителем на нормативно зафиксированных условиях обслуживания (по цене, срокам платежей, возможности расторжения договора и т.п.).
Если для гарантирующих поставщиков будет введен запрет на заключение свободных договоров на общих основаниях и для них появятся отдельные закупочные торги по мощности (как это предлагалось в одной из существующих концепций), цены трансляции у ГП однозначно вырастут, так как будут формироваться по остаточному принципу. Это исключит гарантирующих поставщиков из конкурентной борьбы, и последующий рост цен придется в основном на мелкий бизнес и бюджетников. А это категории потребителей, для которых переход на обслуживание к другим энергосбытовым компаниям сопряжен с высокими (относительно стоимости покупаемых объёмов электроэнергии) издержками.
Фактически данная модель предполагает ограниченную конкуренцию, при которой могут пострадать мелкие потребители, которые останутся у ГП. Необходимо ввести равные конкурентные возможности для гарантирующих поставщиков и покупателей.
Аналогичным образом стоит принудить ГП к тому, чтобы они привлекали потребителей рыночными механизмами: снижением закупочной цены и сбытовой надбавки. Жёсткая конкурентная борьба заставит гарантирующих поставщиков искать более выгодные предложения от генерации и проводить более гибкую ценовую политику в отношении потребителей.
В данной модели либерализованного розничного рынка особое внимание должно быть уделено обеспечению надёжности продавца для потребителя, который несёт на себе все риски выбора. Мы уже имеем негативный опыт как с независимыми сбытовыми компаниями, так и с ГП, лишенными статуса участника рынка за недобросовестное отношение к оплате купленной на рынке электроэнергии.
Страдает при этом конечный потребитель, у которого может «зависнуть» переплата за электроэнергию. Либо в какой-то момент окажется, что в последние месяцы он платил ненадлежащему поставщику, который давно уже не имеет права распоряжаться электроэнергией.
В части ГП лишение статуса должно обязательно предваряться неким «переходным периодом», в течение которого снабжение потребителей продолжится без каких-либо потрясений. Управление гарантирующим поставщиком до проведения конкурса может осуществляться неким внешним органом - по зарекомендовавшей себя схеме, аналогичной введению внешнего управления в кредитных организациях, - путем замены руководителей и назначения временной администрации. Данные вопросы, как вариант, можно решать через создание саморегулируемой организации, членами которой в обязательном порядке должны стать все ГП.
В целом создание новой модели оптового и розничного рынков электроэнергии, основанной на обеспечении равных конкурентных условий для всех субъектов, позитивно скажется как на поставщиках, так и на потребителях. Первые будут вынуждены совершенствовать инструменты работы с потребителями, используя для этого только рыночные механизмы, прежде всего снижение закупочной цены и сбытовой надбавки, а также повышение качества электроснабжения. Вторые же наконец получат возможность реального выбора и экономии, сообщает «РБК».