В Москве завершилась представительная международная конференция «Россия - Европейский союз: возможности партнерства» с участием премьер-министра России Дмитрия Медведева, председателя Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу, видных российских и европейских и российских политиков и бизнесменов. Самой оживленной и захватывающей на мероприятии, организованном Российским Советом по международным делам, получилась дискуссия о будущем экономического сотрудничества России и Евросоюза.
Собственно, сама встреча изначально была посвящена обсуждению шагов, которые необходимо предпринять для органичного соединения экономических, научно-технических, а также социальных потенциалов ЕС и РФ, а в перспективе - и всего евразийского интеграционного объединения. И центральными позиционировались вопросы политического партнерства Москвы и Брюсселя. Однако «кипрская проблема» вывела на первый план в качестве обсуждения экономические вопросы. Образно говоря, именно «от кипрской печки и плясала вся дискуссия на форуме».
В кулуарах встречи было заметно, что как участников конференции, так и большинство журналистов, потянувшихся с микрофонами и диктофонами ко многим узнаваемым лицам, в первую очередь волнует будущее зоны евро. Ведь от этого, в конечном счёте, как признавали его участники, может зависеть и формат экономических отношений между Россией и Евросоюзом.
Интересные мысли на этот счет озвучил известный российский политолог и ученый Сергей Караганов. «Для меня очевидно то, что немцы и близкие к ним страны хотят создать две зоны евро. Ситуация зашла в тупик. Медленная стагнация европейской экономики, которая естественно, хоть и в меньшей степени коснется России, будет продолжаться до тех пор, пока не будет принято стратегическое и болезненное решение. Одним из вариантов решения проблемы может стать выделение в еврозоне жёсткого управляющего центра», - подчеркнул в беседе почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ. По его мнению, Евросоюз сейчас находится в действительно тяжелом положении, и поэтому «европейский колокол может неизбежно ударить по вопросам двустороннего экономического сотрудничества». Тем более с учетом того, на имидж и будущее интеграции неизбежно влияет рост политической напряженности, исходящий в отношении Москвы от отдельных европейских политиков.
По мнению уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, с которым также довелось пообщаться на полях конференции, сказал о том, что сотрудничество с Евросоюзом может стать более продуктивным и многосторонним. «Для этого нужно строить его не только на уровне «сырьевого аспекта». В интеграции необходимо сделать упор на сферу высоких технологий, универсализацию экономического сотрудничества. При этом правила игры должны быть равными для обоих партнеров. Это очень серьезная сфера переговоров, тем более, что мы недавно стали членами ВТО», - заметил Владимир Лукин.
Подобная конференция была полезна тем, что во многом объяснить суть сегодняшнего процесса экономической интеграции РФ и ЕС. При тех впечатляющих, а главное, неизменно растущих объёмах сотрудничества в цифровом исчислении, (за эти 10 лет они возросли в 4-5 раз), его нормативная база безнадежно устарела, сделав «остановку ещё в прошлом веке и так и не сдвинувшись с места». Собственно, из-за этого уровень сотрудничества в целом не отвечает ожиданиям, а главное возможностям двух сторон.
Как заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, «для Москвы проще договориться с отдельными европейскими государствами, чем в целом с Евросоюзом». Отдельные недоумение вызывает набивший оскомину «обещанный» вопрос об отмене виз, которого «ждут уже гораздо больше, чем три года». То, что российские туристы «приносят» в скудеющую европейскую казну гораздо больше средств, чем другие иностранцы, без тени сомнения признавали многие влиятельные зарубежные участники конференции.
Наконец, в целом, Россия инвестирует в Европу больше средств, чем, например, все остальные страны БРИКС вместе взятые, а на государства Евросоюза приходится половина всего торгового оборота России, три четверти прямых иностранных инвестиций. Товарооборот РФ с ЕС достиг 400 миллиардов евро, и за несколько лет, по прогнозам, дойдет до полумиллиарда евро. Новые возможности открываются и на рынке высоких технологий. Как пояснил бывший федеральный канцлер Австрии Вольфанг Шюссель, «к 2020-2030 годам мы станем свидетелями революции высоких технологий, и Россия будет бриллиантом на этом измерении». Новые возможности открывает трансатлантическое партнерство. В эту ось могут быть вовлечены страны с общей долей 66-67 процентов мирового ВВП.
Российские компании в целом комфортно чувствуют себя на рынках европейских стран. «В России и газопроводы, и нефтепроводы, все портовые сооружения направлены в сторону Евросоюза. В 25 европейских странах в подразделениях нашей компании трудятся 8 тысяч человек. Объём инвестиций в Европу за эти годы достиг отметки в 10 миллиардов евро», - отметил в своем выступлении глава компании «Лукойл» Вагит Алекперов.
Но, несмотря на подобные «бизнес-прорывы», правовой «воз» в отношениях, как говорится, «и ныне там».
Скоро исполняется десять лет договоренностям между Россией и Европейским cоюзом о создании четырех «общих пространств» в рамках Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве. Однако реализация Дорожных карт на практике по-прежнему сталкивается с многочисленными препятствиями, при том что Москве, путем тяжелейших переговоров, удалось «продавить» гораздо более сложный вопрос - добиться вступления в ВТО.
«Будем откровенны, наши ожидания с 2003 года были высоки. Прошло 10 лет, а институциональные отношения находятся в состоянии стагнации. И это несмотря на то, что, например, в прошлом году произошёл настоящий взрыв российских инвестиций в страны Евросоюза», - заявил Александр Дынкин, директор Института мировой экономики и международных отношений РАН.
На практике переговоры между двумя сторонами по поводу обновления правовой базы сотрудничества зашли в тупик. «Так, например, зашла в тупик идея создания Зоны свободной торговли с Европой. Сейчас важно по-новому войти в переговорный процесс, учитывая вновь открывшиеся политические и юридические обстоятельства, в первую очередь, фактор вступления России в ВТО», - заявил на конференции Анатолий Чубайс. При этом, очевидно, что должны быть юридически согласованы вопросы, выходящие за пределы ВТО.
Остаются полностью не проработанными вопросы упрощения таможенных процедур, санитарных норм. Вопросы, как говорится, глобального характера, но тем острее проявляются в мелочах. Приводят к парадоксальной ситуации: из-за этого, например, в районе Выборга скапливаются целые пробки из фур, стоящих в очередях к осмотру. «Зависли» вопросы выработки соглашения по защите интеллектуальной собственности, кибербезопасности с учётом усиления хорошо спланированных и организованных хакерских атак. Существуют вопросы правого характера, остающиеся и полной «терра инкогнита» и для иностранцев, приехавших заниматься делами в Россию.
Основания для назревшего радикального обновления законодательной базы, которая значительно продвинет экономические отношения между Москвой и Брюсселем есть. Ведь для этого не существует политических препятствий, а между Россией и странами Евросоюза нет культурной несовместимости, сообщает www.rg.ru.