Как ИА «Nord-news» уже сообщало, сегодня в Мурманске прошла встреча региональных журналистов с политологом, генеральным директором Международного Института политической экспертизы Евгением Минченко. Евгений Николаевич рассказал о региональной политике федерального центра в условиях проводимой в стране политической реформы. Во время этой встречи журналисты задали заезжему политологу волнующие их вопросы (подробности на видео).
Алексей Ёлкин, журналист ГТРК «Мурман»: «Как отразятся, и отразятся ли, политические изменения в стране на действиях исполнительной власти в регионах?»
Евгений Минченко: «Отразятся, это очевидно. Была попытка предложить своего рода компромисс в Мурманской области. (Речь идёт о предложении губернатора Марины Ковтун, сделанные лидеру регионального отделения партии «Справедливая Россия», депутату Александру Макаревичу, - возглавить социальный блок правительства в должности вице-губернатора. И совсем недавнее её предложение лидеру регионального отделения партии КПРФ, депутату Геннадию Степахно - стать вице-губернатором по рыбе и агросектору. - Авт.) В случае с господином Макаревичем сыграли его личные амбиции, а в случае с господином Степахно (я общался на эту тему с представителями федеральных коммунистов, они готовы были согласиться, чтобы он вошёл в состав правительства Мурманской области) - есть, как я понимаю, личностные сложности, всё-таки ему - 62 года. И внутренние проблемы в партии КПРФ в регионе: а кто возглавит фракцию, а кто получит депутатский мандат? Я думаю, это всё повлияло. Очень жаль, что в Мурманской области приход оппозиционных лидеров в администрацию не произошёл. Но, в конце концов, политические элиты будут меняться. Появятся новые политические партии. Или они уже существуют, но не успели себя проявить в регионах. Большой плюс в Мурманской области в том, что здесь нет конфликтов губернатора с главами муниципальных образований. Есть ряд регионов, где эти конфликты стали очень острыми. Например, в Самарской области, Иркутской, Свердловской сейчас разворачиваются конфликты. Понятно, что когда возникает конфликт: область - город, то область сильнее. Часто это заканчивается, в том числе, уголовными делами. Как это произошло с оказавшимся за решёткой мэром Братска. Идут уголовные дела в Екатеринбурге, в мэрии. В итоге эти конфликты сказываются на имидже власти в целом. Тот факт, что в вашем регионе ситуация достаточно компромиссная, это, на мой взгляд, большой плюс.
Другой типовой конфликт, который можно наблюдать в регионах, когда губернатор становится проводником только одной бизнес-группы и, соответственно, вступает в клинч с другими экономическими игроками. Марина Васильевна Ковтун выстроила отношения с основными бизнес-игроками - «Норникелем», «ФосАгро», «СЗФК», «Росэнергоатомом» и т.д. Наверное, впервые в Мурманской области нет игры на противоречиях между основными бизнес-группами.
Ну и, на мой взгляд, здесь есть специфическая история с раскручиванием коррупционного клубка в сфере ЖКХ, что стало основной из причин недовольства населения в начале года. Я так понимаю, что политическая воля на федеральном уровне есть, и этот вопрос будет доведён до логического конца».
Алексей Ёлкин: «Я так понимаю, что тенденция к тому, чтобы не допустить политического однообразия на местах, но при этом не довести до конфликта?»
Евгений Минченко: «Да, установка на минимизацию элитных конфликтов. Те, кто будет провоцировать подобного рода конфликты, они будут наталкиваться на жёсткую реакцию со стороны федерального центра».
Вероника Селивёрстова, «Интерфакс»: «В двух независимых СМИ появилась информация, что ваш холдинг занимается пиар-обслуживанием нашего губернатора Марины Ковтун. Названы довольно высокие суммы, которые, по мнению этих СМИ, выплачены вашему холдингу из фонда «Норильского никеля». Насколько это соответствует действительности? Если это неправда, то откуда, на ваш взгляд, появились такие сведения?»
Евгений Минченко: «Это неправда. У меня нет никакого контракта с администрацией Мурманской области. Я знаком с вашим губернатором и с подавляющим большинством других губернаторов. Легче сказать, с кем из российских губернаторов я не общаюсь. Был до вас в Новосибирске, Иркутске, завтра полечу в Дагестан. Вы думаете, что со всеми главами 70-и регионов у меня контракты? Это просто смешно. Но могу сказать: если оценивать со стороны, то на кампанию по дискредитации губернатора Мурманской области на сегодня потрачено не менее 8 млн долларов. Мы просто посчитали по объёмам размещения, по акциям. Кто финансирует? Потом можно подумать».
Вероника Селивёрстова: «А какие-то предположения есть? Хотя бы - с какой сферы?»
Евгений Минченко: «Вы знаете, как говорится, не пойман - не вор».
Вероника Селивёрстова: «Вы считаете, это планомерная кампания по дискредитации губернатора?»
Евгений Минченко: «Несомненно».
Вероника Селивёрстова: «И ведётся она с какого времени? По моим оценкам, с осени прошлого года? Да»?
Евгений Минченко: «Да, да. Вы абсолютно правы».
Вероника Селивёрстова: «И ведётся она к тому, чтобы на осенних этого года выборах...»
Евгений Минченко: «А что на осенних выборах? Подождите. У нас Ковтун что, на выборы идёт? Я что-то не знаю?»
Вероника Селивёрстова: «Нет, нет. Не идёт».
Евгений Минченко: «Ну так, извините. Ну и чего? Я думаю, что это такой информационный шантаж, попытка вынудить губернатора пойти на какие-то уступки. Если тратятся достаточно серьёзные деньги, наверное, это те уступки, на которые губернатор не должен идти в рамках своих должностных обязанностей».
Алексей Ёлкин: «Эта кампания завершена?»
Евгений Минченко: «Нет, она продолжается. Вы же видели: вчера какие-то публикации выходили. Постоянно какие-то ходоки по Москве бегают. Пытаются разносить информацию, но могу сказать, что к этим странным людям относятся... иронично. Если мягко выразиться».
Представитель ИА «МБ-Ньюс»: «Эта кампания затеяна за пределами региона»?
Евгений Минченко: «Нет, я думаю, что корни её здесь».
Марина Гончаренко, главред областной газеты «Мурманский Вестник»: «Не московские потоки?»
Евгений Минченко: «Ну кто ж знает? Я вам даю экспертную оценку. Понятно, что с цифрой можно спорить. Но есть заказчики, есть кампания. Это происходит по стране регулярно. Мурманская область - не исключение какое-то. Это один из методов политической борьбы».
Марина Гончаренко: «Ну, тогда уж совсем прямой вопрос: связываете ли вы эту дискредитационную кампанию с уголовным делом над нашими энергетическими олигархами? Есть ли у вас такие предположения?»
Евгений Минченко: «Я не могу этого отрицать. Та версия, которую вы высказали, тоже может иметь право на существование».