15:2328.05.13

Ура! С 1 июня россияне избавляются от «счётчикового рабства»

Ура! С 1 июня россияне избавляются от «счётчикового рабства»

С 1 июня меняется система оплаты коммунальных услуг для тех граждан, у кого стоят счетчики на холодную и горячую воду, газ или свет, пишет www.fontanka.ru.
Если сейчас мы должны подавать показания приборов учета ежемесячно, то теперь эта обязанность с нас снимается. Чем это грозит рядовому потребителю?
Обязанность ежемесячно подавать данные индивидуальных приборов учета появилась в новых Правилах предоставления коммунальных услуг, которые вступили в силу с 1 сентября 2012 года. В предыдущей редакции правил это требование было размытым и не содержало конкретных сроков: там было просто написано, что при наличии счетчика мы должны оплачивать воду или свет в соответствии с его показаниями.
С 1 сентября 2012 года система оплаты следующая. В середине месяца мы получаем от управляющей компании квитанцию на оплату коммунальных услуг. Если в квартире не стоят счетчики на холодную или горячую воду, то плата за эти ресурсы начисляется в соответствии с нормативом. Если же они есть, то в соответствующих ячейках вписываются их показания. Эти показания будут учтены при оплате воды в следующем месяце.
Если потребитель по какой-то причине не указывает показания, то, в соответствии с действующими правилами, в течение трёх месяцев плата начисляется по среднему - то есть вычисляется средний платеж за предыдущий период. Наконец, если по истечении трёх месяцев данные счётчиков так и не поступили, то расчёт идёт исходя из установленного местного норматива. При этом впоследствии, когда потребитель наконец указывает показания, ему делается перерасчёт: тому, кто заплатил больше, деньги возвращаются, а кто меньше - вынужден доплачивать.
В апреле 2013 года, после многочисленных скандалов с коммунальной квитанцией минувшей зимой, федеральное правительство внесло в Правила предоставления коммунальных услуг изменения: был вычеркнут пункт, согласно которому граждане должны ежемесячно подавать данные счётчиков. Свою роль сыграло и решение Верховного суда РФ, принятое в начале апреля: обязанность регулярно отчитываться о потреблении коммунальных ресурсов отсутствует в Жилищном кодексе, а значит, незаконна.
Изменённая версия Правил предоставления коммунальных услуг вступает в силу с 1 июня 2013 года. Это означает, что если в квитанцию, которую мы получили в мае, еще нужно вписывать показания приборов учёта, то в той, которая придёт в середине июня, - уже нет.
Шуму много, изменений мало
Впрочем, эксперты указывают, что это лишь формальное изменение, так как все остальные нормы правил остались в силе. Дело в том, что если мы вдруг не подадим данные счётчиков, то в следующем месяце с нас по-прежнему возьмут по среднему. Только если раньше средний платеж взимался в течение трёх месяцев, после чего начисления проводились по нормативу, то теперь этот период будет длиться шесть месяцев.
Правда, с 1 января 2015 года плата по нормативу будет несколько иной. Новой редакцией правил предусмотрено, что тогда начнут действовать корректирующие коэффициенты для тех граждан, у которых не установлены счетчики. Первые полгода 2015-го плата по квартирам без счетчиков будет больше на 1,1, во втором полугодии - на 1,2. А с 1 июля 2016-го её станут автоматически увеличивать в 1,5 раза. Коэффициенты будут применяться и к тем квартирам, где узлы учёта установлены, но данные по потреблению отсутствуют более шести месяцев.
Новым законом также предусмотрено, что раз в шесть месяцев представители управляющих компаний, электросбытовых и газосбытовых компаний» имеют право прийти в квартиру к гражданину и проверить показания счетчиков. Дальнейшие события будут аналогичны тому, как если бы собственник сам указал эти данные. Поставщик ресурса сделает ему перерасчёт: если за время оплаты по среднему и по нормативу было внесено больше денег, то их учтут в будущих квитанциях, меньше - придётся доплатить.
Подводные камни
Несмотря на то, что, по сути, в системе оплаты коммунальных платежей мало что меняется, игроки рынка указывают, что инновации несут в себе ряд потенциальных проблем. Первая - усиление неразберихи с платежами. Как говорит заместитель генерального директора ООО «ПромИнвест» Дмитрий Стригуненко («ПромИнвест» владеет тремя городскими жилкомсервисами), управляющим компаниям придется постоянно делать мелкие перерасчёты, попутно объясняя недовольным гражданам, почему в одном месяце им была выставлена одна сумма, а в следующем - другая.
Увеличится и так называемый «кассовый долг» перед поставщиками холодной и горячей воды. Житель будет платить по среднему, а общедомовой счетчик учтёт реальное потребление, и «Водоканал», «Теплосеть» и ГУП ТЭК выставят квитанцию именно по показаниям последнего. Понятно, что рано или поздно собственник внесёт деньги за фактически использованную воду. Однако до этого отрицательная разница - в случае её возникновения - будет считаться долгом управляющей компании.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20:21ВТБ будет принимать 95% решений по кредитам за 1-3 минуты

20:19Почти по миллиону потеряли двое северян из-за мошенников

20:18В Апатитах сотрудники скорой помощи заразились CoViD-19

19:58ВТБ обеспечил возможность оплаты услуг ОАО «РЖД» по QR-кодам через СБП

19:08В Мурманской области будут развивать придорожный сервис для туристов

18:13Молодой мурманчанин украл 7 бутылок виски в магазине на Октябрьской

17:00В Мурманске при установке котельной на Подгорной снесут 115 деревьев

16:31В Заполярье прожиточный минимум для пенсионеров увеличат на 5%

16:16Выплаты заполярным медикам на жилье продлили до 2023 года

15:48Видео шторма моряка из Мурманска набрало почти 50 тысяч просмотров

15:30Мурманские школы получат программные комплексы для «утреннего фильтра»

15:19Для многодетных семей Заполярья маткапитал продлили до конца 2026 года

15:07В Мурманске разыскивается подозреваемый в избиении

15:05Поисковики торгового порта Мурманска облагородили монумент на Рыбачьем

14:33«АтомЭнергоСбыт» информирует жителей Заполярья

14:31«Открытие», «Траст», Михаил Гуцериев и группа «САФМАР» подписали допосоглашение к соглашению об урегулировании

14:29АтомЭнергоСбыт поздравил 15-тысячного клиента «Электронного счёта» в Мурманской области

14:00Какие самые дешёвые авианаправления по России в октябре

Все новости