В полном объеме «европротокол» может заработать в России уже через два с половиной года - с 2016 года ГИБДД не будет выезжать на дорожно-транспортные происшествия без пострадавших. Такая новация, инициированная МВД РФ, позволит многим нарушителям избежать административной ответственности, но может затруднить получение выплат добросовестными автовладельцами.
В настоящее время так называемый «европротокол» применяется в России в урезанном виде: дорожную полицию можно не вызывать, только когда участники ДТП (не более двух, имеющие полисы ОСАГО) согласны с обстоятельствами аварии и материальный ущерб не превышает 25 тысяч рублей. Чиновники предлагают упразднить эти ограничения, передав «страховому сообществу» оформление происшествий независимо от суммы ущерба и обстоятельств.
С одной стороны, идея вполне разумная. Ведь все участники дорожного движения имеют полис ОСАГО и право на прямое урегулирование убытков, а потому авария - не более чем вопрос выплаты со стороны страховых компаний. С другой - остается неясным порядок разрешения споров. Например, кто будет составлять схему, выявлять нарушителя и т.д., если ни один из участников ДТП не признает свою вину?
Чётких механизмов реализации заявленных МВД России планов пока нет. Член координационного совета МООА «Свобода выбора» Александр Холодов не исключает, что при наличии спора об обстоятельствах ДТП его участники все же должны будут вызывать ГИБДД. А по мнению Дениса Чигарева из «Ренессанс страхование», для оперативного разрешения споров может быть создан некий третейский экспертный орган, в том числе в рамках союза страховых компаний. Подобный опыт имеется, например, во Франции: выводы аккредитованных страховым сообществом экспертов не подлежат пересмотру.
В то же время юристы убеждены, что помощь ГИБДД может понадобиться. Например, страховые компании не уполномочены определять трезвость водителя, направлять его на медицинское освидетельствование или фиксировать отказ от его прохождения. Тогда как опьянение является основанием для невыплаты возмещения.
Также остается нерешенным вопрос привлечения виновников аварии к ответственности за нарушение Правил дорожного движения. В настоящее время «европротокол» позволяет участникам ДТП избежать административных санкций - по логике законодателей, вероятно, причиной происшествий с ущербом до 25 тысяч рублей не могут быть существенные нарушения (выезд на встречную полосу, значительное превышение скорости и т.д.). «Пока сложно сказать, как после ожидаемой реформы будут привлекаться к ответственности участники ДТП, - констатирует Виктор Гутов, партнер юридической компании Pen&Paper. - Возможно, в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесут поправки, передав страховым компаниям право составлять материалы, на основе которых уполномоченные органы будут выносить постановления. Но надо также понимать, что далеко не любая авария является следствием нарушений Правил дорожного движения и влечет административную ответственность», - полагает юрист.
Денис Чигарев убежден, что в новой системе заинтересованы прежде всего сами страховщики. «Система аварийных комиссаров уже сейчас во многом дублирует ГИБДД. Оформление ДТП без пострадавших силами офицеров полиции для стран Запада - недопустимая роскошь, в Европе даже комиссары не выезжают на место ДТП. Тогда как уже сейчас в Санкт-Петербурге порядка 72 процентов наших клиентов включают опцию «выезд аваркома» в полис каско - в среднем, это стоит тысячу (с учетом последующего выезда для приема документов). А с учетом того, что услуга станет более массовой, вероятно дополнительное снижение ее стоимости», - убежден Денис Чигарев.
Страховщики полагают, что новая система будет эффективной только при условии ужесточения работы правоохранительных органов со страховым мошенничеством, - в противном случае расходы на возросшие выплаты мошенникам приведут к удорожанию полисов автострахования. А вот Александр Холодов указывает на недобросовестность самих страховщиков: «Введение «европротокола» стимулировало страховые компании уклоняться от выплаты возмещения при отсутствии документов ГИБДД. Порой требуют всевозможные справки и т.д., чуть ли не о судимости бабушки. Страховщикам выгодно не платить - мало кто из водителей пойдет в суд, так как издержки на юристов и риск остаются слишком высокими. Поэтому, прежде чем расширять применение «европротокола», необходимо ввести адекватную ответственность страховщиков за необоснованный отказ в выплате. Но и перегнуть палку тут опасно - может начаться потребительский экстремизм», - убежден правозащитник.
Ввести новую систему МВД РФ намерено до конца 2015 года. Такие планы теоретически уже одобрены президентом России Владимиром Путиным, что позволяет чиновникам надеяться на быстрое прохождение соответствующих законов в Госдуме.
Пока же парламентарии отказались расширять применение «европротокола» - 19 июня они отклонили соответствующий законопроект, внесенный членами фракции ЛДПР. Он позволял участникам ДТП без пострадавших самостоятельно урегулировать материальный спор и покидать место происшествия без вызова ГИБДД - сейчас такое деяние является административным правонарушением и карается лишением водительских прав на срок до полутора лет или пятнадцатью сутками административного ареста. Однако депутаты большинством голосов отклонили эту идею: «Сегодняшний уровень правосознания в обществе, в частности, низкая степень водительской дисциплины, может привести к сознательному игнорированию водителем возложенной на него обязанности, установленной Правилами дорожного движения, в целях уклонения от ответственности за совершенное дорожно-транспортное происшествие, - констатируется в заключении Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. - Предлагаемая новелла требует серьезного и всестороннего обсуждения, в том числе с участием представителей правоприменительных органов. Например, это касается вопроса о наличии или отсутствии у участников дорожно-транспортного происшествия телесных повреждений и, в зависимости от этого, наступления административной ответственности либо освобождения от нее. Представляется, что телесные повреждения не всегда могут быть достаточно очевидны, и оценить их наличие или отсутствие в ряде случаев затруднительно без обращения за медицинской помощью».
Тогда как Госдума уже одобрила в первом чтении законопроект, допускающий урегулировать в рамках «европротокола» ущерб до 50 тысяч рублей. А в отношении произошедших на территории Санкт-Петербурга, Москвы, Ленинградской или Московской области ДТП такое финансовое ограничение должно быть увеличено аж до 400 тысяч рублей, но только если участники аварии представили страховой компании данные фото- или видеофиксации. Технические требования к таким материалам делегировано определить правительству России.
Справка
По данным ФСФР, в 2012 году по ОСАГО было урегулировано 2,8 млн страховых случаев. Средний размер выплаты составил 22,7 тысячи рублей, а доля отказов оценивается в 4,4 процента.