За рубежом наиболее популярны Сахалинская и Самарская области, а также Пермский край - именно об этих российских регионах чаще всего упоминает англоязычная пресса. Таковы результаты исследования медийной репутации субъектов РФ за 2012 г., проведенного аналитическим агентством «Смыслография» и компанией Dow Jones. Этот коммуникационный рейтинг позволяет оценить представленность региона в глобальном информационном поле и его образ, который формируется за рубежом.
На этот раз позиции в рейтинге распределились почти так же, как и год назад. Все пять текущих регионов-лидеров входили в золотую десятку в 2011-м году. То же самое верно и для аутсайдеров: они находились на схожих местах и годом ранее.
Дело в том, что факторы, определившие расстановку сил годом ранее, остаются в силе. Речь идёт о проведении соревнований по футболу и, в меньшей степени, по другим видам спорта, а также о деятельности крупнейших компаний-экспортеров сырья. По-прежнему имеют значение поездки по стране первых лиц государства, мероприятия с их участием, а также международные форумы и саммиты, привлекающие широкий круг статусных гостей из-за рубежа. При этом драйверами интереса зарубежных медиа к российским регионам в 2012 г. стали и новые события. Например, восстановление выборности глав региональных администраций и прошедшие в ряде субъектов федерации выборы губернаторов, мэров и законодательных собраний.
Например, активность нефтяных компаний повлияла на место в рейтинге Самарской области: из-за соглашения между Роснефтью и Gunvor англоязычные СМИ сообщали об экспортных поставках продукции с местных НПЗ. Магаданскую область и вовсе вспоминают исключительно в связи с добычей полезных ископаемых. Так, медиа освещают активность Роснефти вокруг освоения участков шельфа в Охотском море и деятельность «Полюс Золота» по разработке Наталкинского месторождения. Сахалинская область упоминается в основном в связи с нефтегазовыми проектами Сахалин-1 и Сахалин-2.
Также влияют на репутацию региона спортивные события. К примеру, для Нижегородской области значимым оказалось внимание к футбольному клубу «Волга». Он пробился в англоязычные СМИ благодаря участию в российской премьер-лиге. А Пермской области повезло аккумулировать интерес сразу к нескольким темам: участие ФК «Амкар» в премьер-лиге, деятельность ЛУКойла, Уралкалия и Еврохима в регионе, а также единичные громкие новости. Например, развитие авиасообщения между Чехией и Пермью. Все эти инфоповоды вместе вывели Пермскую область в тройку лидеров рейтинга.
Немало внимания привлекли регионы, которые примут у себя часть соревнований чемпионата мира по футболу 2018 года. Положительным примером тут может служить Калининградская область. Однако околофутбольная активность может иметь и негативный эффект. Так, болельщики санкт-петербургского ФК «Зенит» приобрели ярлык «самых расистски настроенных» фанатов Европы. Эта оценка стала одной из причин снижения рейтинга Санкт-Петербурга.
Региональные избирательные кампании привлекли дополнительное внимание к Сахалинской, Омской, Белгородской областям. В целом, однако, внутриполитические процессы мало интересуют англоязычную прессу - журналистов больше привлекают деловые и спортивные мероприятия.
А некоторые политические события способны испортить медийную репутацию региона. Так, судебный процесс над участницами панк-группы Pussy Riot сократил баллы Мордовии и Пермского края. Именно там отбывают заключение две приговоренные участницы группы - Надежда Толоконникова и Мария Алехина.
Негативно на рейтинге региона могут также сказаться стихийные бедствия или техногенные аварии. Так, одной из причин ухудшения рейтингового результата Красноярского края стали лесные пожары. Краснодарский край сдал позиции из-за катастрофического наводнения в Крымске.
Разработанная специалистами агентства «Смыслография» методика включает количественную и качественную проработку упоминаний субъектов РФ в топ-100 ведущих англоязычных СМИ, проанализированных с использованием информационно-аналитической службы Factiva.com. Общий балл, присваиваемый каждому региону, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций. Из рейтинга была исключена Москва, являющаяся бесспорным лидером по упоминаемости в зарубежных СМИ. Поэтому её сравнение с другими субъектами федерации было признано методологически некорректным.
19.07.13
Мурманская область заняла 21-е место в рейтинге популярности российских регионов в иностранной прессе
