Белый дом вчера официально объявил, что Барак Обама отменил намеченную на 3 сентября встречу с Владимиром Путиным в Москве, он приедет в Россию лишь для участия в саммите G20 в Санкт-Петербурге.
Советник президента США по национальной безопасности Бен Родс назвал главной причиной отмены московской встречи «напряженность» вокруг экс-сотрудника спецслужб Эдварда Сноудена.
Впрочем, «дело Сноудена» не единственная причина отмены саммита. «Учитывая отсутствие прогресса за последний год по таким вопросам, как контроль над вооружениями, ПРО, торговые и коммерческие отношения, вопросы глобальной безопасности и соблюдения прав человека, мы считаем более конструктивным отложить саммит до тех пор, пока не будет больше результатов в общей повестке дня», - пояснил представитель Белого дома Джей Карни. Он оговорился, что США ценят сотрудничество с РФ по договору СНВ, Афганистану, Ирану и КНДР, но «для встречи президентов этого недостаточно» - все это вполне могут обсудить главы внешнеполитических и оборонных ведомств РФ и США на переговорах 9 августа.
Между тем, по данным «Ъ», Белый дом намеревался окончательно определиться с проведением московской встречи после предстоящего визита в Вашингтон Сергея Лаврова и Сергея Шойгу. Источник, близкий к Госдепу, пояснил: США надеялись, что на встрече 2+2 российские министры «выложат на стол аргументы, которые убедят Белый дом не отменять московский саммит». Таким аргументом, по словам собеседника, могла стать готовность РФ к серьезным подвижкам в сфере разоружения.
Напомним, в апрельском послании Владимиру Путину Барак Обама предложил заключить «рамочное соглашение о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов». Речь шла о сокращении вооружений двух стран на треть от уровня, предусмотренного договором СНВ 2010 года. Тогда же источник, близкий к администрации США, пояснил: именно это Барак Обама надеется сделать «главным своим наследием».
Понимая, что Москва не пойдет на это без прогресса в сфере ПРО, господин Обама в том же послании предложил компромиссное «соглашение о транспарентности» (прозрачности) в виде «исполнительного договора», то есть личных гарантий президентов, не требующих ратификации парламентами. Оба соглашения глава Белого дома надеялся принять в ходе московского саммита, подготовить который должна была встреча в формате 2+2. Однако накануне ее проведения стало ясно: сблизить позиции не удается.
«Транспарентность в сфере ПРО - правильный шаг, но недостаточный, - пояснил позицию Москвы источник в Минобороны РФ. - В наших отношениях с США нет предсказуемости, поэтому мы настаивали и будем настаивать на юридических гарантиях ненаправленности американско-натовской ПРО против российских сил ядерного сдерживания». По словам собеседника, «Москва не видит также смысла в спешке обсуждать предложение Обамы сократить ядерные арсеналы на треть, ибо это требует учета множества других факторов, влияющих на стратегический баланс».
По мнению американских экспертов, дело идет не просто к новому охлаждению в отношениях двух стран. Бывший высокопоставленный дипломат, а ныне ведущий эксперт Brookings Institution Стивен Пайфер считает: отмена встречи в Москве означает, что отношения с президентом РФ стали для Барака Обамы «малозначимыми» с точки зрения его приоритетов на второй срок. По мнению эксперта, история со Сноуденом стала лишь кульминацией процесса, обозначившегося год назад. С учетом того, что Стивена Пайфера считают близким к Белому дому аналитиком, его вердикт означает: до конца пребывания Барака Обамы на посту президента РФ и США ожидает «холодный мир».
Это косвенно подтверждает и источник в Кремле: «История со Сноуденом лишь предлог для отмены встречи. Американцы уходят от серьезных переговоров. Их отказ неизбежно повлечет политические последствия - в отношениях наступит период «заморозков».