«Ведомости» ознакомились с проектом доклада об эффективности расходов федерального бюджета на лекарства и об их оптимизации. Доклад, исполняя поручения президента и правительства, готовят Минфин, Минэкономразвития, другие (неназванные) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, эксперты Высшей школы экономики и Академии госслужбы. Правительство доклад уже получило и 1 сентября должно внести его в администрацию президента.
Среди предложений: перерегистрировать все препараты; или ограничить госзакупки в основном жизненно необходимыми и важнейшими (ЖНВЛП); или ускорить введение референтных цен и исходить из них при расчетах с льготниками; или вовсе не платить за лекарства, которые не помогают.
Это революционные предложения, говорит заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков, и они разумны, если их единственная цель - экономия.
Эффект будет обратным - цены вырастут, уверен совладелец производителя и разработчика лекарств «Биокад» Дмитрий Морозов.
Перерегистрация всех препаратов по нынешним правилам, считают авторы доклада, ограничит обращение устаревших и некачественных лекарств. 10-15 лет назад требования были примитивными: в 1990-е, например, было достаточно химико-фармацевтического анализа, вспоминает член экспертного совета Минздрава, сейчас они гораздо жестче и некоторым компаниям для регистрации придется представить данные клинических испытаний.
Другой способ сэкономить, пишут авторы доклада, - ограничить госзакупки лекарств, не входящих в список ЖНВЛП (треть аптечных продаж в 2012 г., по данным DSM Group). ЖНВЛП не могут быть дороже зарегистрированной в Минздраве цены производителя плюс региональные оптовые и розничные надбавки.
Это станет административным барьером для компаний: без регистрации цены они не смогут участвовать в госзакупках, считает Морозов. Это может закрыть дорогу новым методам лечения, говорит Репик, но если список и регистрируемую цену пересматривать регулярно и по четким критериям, в предложении нет ничего плохого. Государство по соглашению с поставщиками могло бы платить только за лекарства, прием которых дал эффект. Образец таких соглашений еще предстоит разработать, указано в докладе.
Соглашения производителя и государства или страховщика о разделении рисков применяются в Западной Европе, говорит бывший топ-менеджер NovoNordisk Александр Быков, но касаются они только дорогостоящих лекарств. Для России это сложно выполнимо, считает Репик: тяжелые заболевания диагностируются поздно, часто пациента уже нельзя вылечить.