О том, как французская компания выбирает партнеров и почему категорически не хочет работать в России самостоятельно, «Ъ» рассказал исполнительный вице-президент Total S.A., президент Total Upstream Ив-Луи Даррикаррер.
- Недавно «Газпром» признал, что разработкой Штокмановского месторождения, возможно, займутся уже будущие поколения. Сейчас Total - единственный партнер «Газпрома» по проекту. Каково ваше видение его перспектив?
- Total по-прежнему рассматривает Штокмановский проект как возможный. Надеюсь, что «Газпром» придерживается такой же позиции. Но этот проект действительно представляет трудности во всех отношениях. Поэтому в марте Total и «Газпром» приняли совместное решение еще раз пересмотреть все возможные технические варианты разработки месторождения и выбрать наиболее подходящий. Когда будет определено оптимальное техническое решение, мы уже совместно будем прорабатывать его в деталях, чтобы потом реализовать на практике.
- На ваш взгляд, что является основным препятствием для разработки Штокмана - отсутствие оптимальной схемы разработки или отсутствие рынков сбыта?
- Каждый проект требует соблюдения определенной последовательности в его реализации. Я уже сказал, что разработка Штокмана представляет трудности самого разного рода. Главный вызов - это, конечно, техническая схема разработки. Если вы не сумеете найти нужные технические решения, которые бы обеспечивали рентабельность проекта, то нет смысла дальше смотреть. Поскольку маркетинг, возможные рынки сбыта, выстраивание проектного финансирования - это все ни к чему, если проект нерентабелен. Поэтому только после того, как определится рентабельная техническая схема разработки, мы будем более подробно заниматься вопросами маркетинга, тем более что одно с другим тесно связано. Ведь в условиях растущей конкуренции преимущество на рынках сбыта будут иметь проекты с наименьшей себестоимостью.
Следующий комплекс задач - а я уже говорил, что Штокмановский проект труден во всех отношениях, - это финансирование. Но задача организации финансирования должна решаться только после того, как вы определили техническую схему разработки и заключили контракты на сбыт продукции. Если эти две первые задачи решены успешно, то обычно с финансированием проекта проблем не возникает.
- Когда летом 2012 года истекло акционерное соглашение по Штокману, Total осталась в консорциуме. Но непонятно, на какой юридической базе вы остаетесь в проекте? Было заключено новое акционерное соглашение между Total и «Газпромом» или продлено старое?
- Если две компании желают продолжать сотрудничать, они всегда найдут способ решить юридические проблемы, которые на самом деле настоящими проблемами не являются. Я не хотел бы вдаваться в подробности.
Полное интервью с Ив-Луи Даррикаррером - в нашей рубрике «Позиция».