Центр энергетической экспертизы в рамках спецпроекта "Сланцевый газ" опросил экспертов из разных стран о возможности "сланцевой революции" и как следствие этого, потери Россией своих лидирующих позиций на мировом газовом рынке.
Aна Отилия Нуцу, аналитик энергорынков, экспертный центр Expert Forum (Бухарест, Румыния) отмечает, что в настоящее время сланцем занимается, в основном, США, однако она признает, что данный ресурс уже серьезно изменил ценообразование на рынке природного газа. "Европа надеется на бум сланцевого газа в США, думает, что будет его импортировать. Страны пока не отказываются от сланца. Но есть кое-какие сомнения относительно безопасности для окружающей среды", - подчеркивает Нуцу. По ее словам, основная задача США сейчас - инвестировать в свою сеть СПГ-терминалов, которую нужно будет трансформировать в установки по газификации (необходимые для импорта) или по сжижению газа (для экспорта). Со временем появятся и другие производители сланцевого газа (например, Китай), которые не будут экспортировать, а начнут использовать энергоресурс для внутреннего потребления. "Появление неконвенционального "голубого топлива" из сланца составило бы серьезную конкуренцию Газпрому в Европе. С другой стороны, российская монополия в последние два года существенно ускорила переговоры по долгосрочным контрактам и даже начала более гибкое ценообразование на основе котировок на нефть, так как ее все больше "прижимает" растущая рыночная конкуренция между поставщиками сжиженного газа в Западную Европу... Я считаю, что инвестирование в добычу сланца было бы более подходящей и рентабельной идеей, нежели надежда на дорогостоящие мегапроекты типа "Южного потока", через строительство которых Москва лишь пытается "законсервировать" свою доминирующую позицию в экономике и геополитике в Восточной Европе", - подчеркивает румынский эксперт.
Аналитики компании Raymond James & Associates не ожидают сколько-нибудь значительного прорыва в добыче сланцевого газа в Европе в ближайшие 2-3 года, подчеркивая, что нигде в Европе в настоящее время не ведется коммерческой добычи сланцевого газа. На рынке оперируют примерно 40 компаний и все эти компании находятся на ранних стадиях разведки, то есть они проводят сейсмические исследования или только начинают бурить. В то же время, эксперты Raymond James думают, что европейские запасы сланцевого газа "представляют значительные долгосрочные возможности". "В долгосрочной перспективе (более 5 лет) добыча заокеанского сланцевого газа - это та тенденция, которую нужно принимать во внимание энергетическим инвесторам", - пишут авторы отчета. Они напоминают, что несмотря на хорошо развитую в Северной Америке добычу сланцевого газа, ключевым моментом является то, что 71% мировых запасов сланцевого газа находится за пределами Северной Америки. Ключевыми странами-импортерами газа с массивными запасами сланцевого газа являются Китай, Франция и Польша. Большими запасами также обладают Аргентина, Австралия и Индия.
Украинский эксперт Геннадий Рябцев, заместитель директора научно-технического центра "Психея" утверждает, что по объективным причинам в любых других странах невозможно осуществить "сланцевую революцию", которая в 2009 году вывела США на первое место в мире по добыче газа. По его мнению, то, что США вышли на первое место по объемам добычи газа, вовсе не означает, что эта страна станет его основным поставщиком на европейские рынки. "Чтобы значительно потеснить Газпром, необходимо существенно увеличить флот газовозов и расширить инфраструктуру регазификации сжиженного природного газа, поставляемого через Атлантику. Во время нынешнего экономического кризиса, который грозит затянуться, по меньшей мере, до 2020 года, рассчитывать на финансирование столь амбициозных проектов американскими компаниями не приходится", - уверен Рябцев. Вместе с тем украинский аналитик подчеркивает, что если в Газпроме думают о будущем, "то уже пришло время смягчения политики в отношении крупнейших европейских потребителей, в том числе Украины, и "задавить" планы по развитию нетрадиционных источников газа в зародыше, чтобы потом, после 2020 года, не было мучительно больно наблюдать за тем, как привычная прибыль уплывает из рук".
Александр Игнатюк, начальник аналитического отдела ЗАО "ИК "Энергокапитал" согласен, что те изменения, которые происходят в газовой отрасли США можно назвать "сланцевой революцией". "Причем мы бы охарактеризовали ее как искусственно созданный режим, основанный на формировании условий технологического прорыва в отрасли, конечный продукт работы которой в значительной мере уступает традиционному, но находится в льготных же рыночных условиях", - подчеркивает эксперт. "Российская газовая монополия получила еще один серьезный вызов. Конечно же, мы не считаем, что сланцевый газ вытеснит Газпром с рынка ЕС, но какую долю рынка сможет потерять компания в перспективе трех-пяти лет - вопрос более чем серьезный", - уверен аналитик.
Алекс Моррис, старший аналитик по энергетике Raymond James & Associates подчеркивает, что США действительно находятся на пути к тому, чтобы стать значительным поставщиком, однако не может себе представить, что США перегонят поставщиков с Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии и Австралии до самого конца этого десятилетия (если не позже). "Также остается весьма маловероятным, что строительство в США инфраструктуры по поставкам СПГ может быть настолько масштабным, чтобы понизить цены на газ в Европе в ближайшем будущем. Структурные сверхмощности на этом уровне выглядят не очень достоверно, учитывая, что проекты по производству СПГ имеют тенденцию запаздывать или вовсе отменяются из-за отсутствия финансирования или неясной ситуации с разрешением властей", - отмечает эксперт. Он напоминает, что ограниченные поставки наземных буровых установок и нехватка квалифицированного персонала в сочетании с политической оппозицией являются главным препятствием для разработки сланцевого газа в Европе. "Это, конечно, возможно в далекой перспективе, но в обозримом будущем эффект должен быть незаметным", - резюмирует Моррис.
Валентин Стоянов, консультант, экс-советник Комиссии по энергополитике при парламенте Болгарии также согласен, что "сланцевая революция" - факт уже как несколько лет. "Действительно, в настоящее время она происходит, в основном, в США, но там сланец быстро превратился в game changer. В Европе будет намного сложнее по ряду причин: налицо политические проблемы и общественное мнение, регуляторные режимы по владению полезными ископаемыми и концессионными договорами совершенно другие. С другой стороны, я считаю, что есть место для разведки и добычи сланцевого газа и на "Старом континенте", в том числе, и в Болгарии. Перспективы не выглядят столь мрачными", - уверен Стоянов. Он считает, что в ближайшем будущем США не смогут стать основным поставщиком газа на европейские рынки, "но с уверенностью можно сказать, что Европейский союз продолжит работать по своей газовой диверсификации". "На континенте уже работают по новым проектам по терминалам по газификации и регазификации сжиженного газа и страны рассчитывают и на газ из США. В долгосрочном плане Вашингтон начнет экспортировать значительные объемы газа природного газа, в том числе, и в Европу", - напомнил консультант. Стоянов советует Газпрому при взаимодействии с ЕС учитывать ту уникальную гибридную модель, которая включает в себя и спотовые рынки, и долгосрочные контракты. "В Европе долгосрочные соглашения о поставке газа не только из России, но и, например, из Норвегии, подвержены серьезному давлению, и игроки на рынках должны приспосабливаться к такому вызову. Так или иначе, заключение контрактов должно происходить на основе взаимовыгодности и взаимоуважения. Я разделяю принцип: Honesty is the best policy", - резюмировал он.
Украинский эксперт Валентин Землянский, экс-спикер "Нафтогаза Украины" сомневается, что в ближайшее время, 2-3 года Америка станет основным поставщиком газа на европейский рынок. "При всей позитивной динамике замещения импортного газа на американском рынке, США еще не вышли на уровень полного самообеспечения газом. США пока опосредованно влияют на газовый рынок ЕС, вследствие отказа от импорта. Вместе с тем, к 2015 году, вполне возможно ожидать появление СПГ американского происхождения на европейском рынке. Но, по моему мнению, на это будут влиять ряд факторов, таких как погодные условия, ситуация в мировой экономике и уровень потребления газа в ЕС и самих США", - указывает аналитик. Также Землянский считает, что технологический прорыв в добыче сланцевого газа угрожает еще большим (чем сейчас) сокращением доли Газпрома на газовом рынке Европы. Причины - появление излишних объемов СПГ у традиционных поставщиков газа в США, которые переориентируют эти объемы на Европу, имея при этом более выигрышную ценовую позицию по сравнению с российским газом. В перспективе же, не стоит исключать и появление США, как полноценного игрока на газовом рынке ЕС, но не ранее чем в 2017-19 годах. Что касается собственно Украины, эксперт подчеркивает, что прогнозные оценки пока колеблются в пределах от 1 до 20 трлн кубометров, что явно не дает возможности сделать какой-либо серьезный анализ перспектив добычи на территории страны.
Авиезер Такер, профессор Института Энергетики Университета Техаса в Остине (США) предполагает, что сланцевый газ положит конец монополии российского Газпрома на европейском рынке природного газа, но не прямо сейчас. "Это займет еще 5-10 лет. Мы являемся свидетелями очевидно сложного процесса со многими переменными. Но мне сложно представить сценарий, в котором цены на газ в Европе через 5-10 лет не стали значительно ниже сегодняшних. Если Газпром сохранит свою монополию, компании будет необходимо серьезно снизить цены на газ для своих покупателей. Так как газ сейчас настолько важен для российской экономики и доходов российского правительства, значительное снижение цен на газ будет иметь далеко идущие последствия для России", - уверен он. "Хорошие новости для России заключаются в том, что у нее, возможно, есть несколько лет, чтобы должным образом спланировать переходный для экономики период. Россия может попытаться заменить своих европейских покупателей потребителями из Азии. Однако Китай располагает крупнейшими запасами сланцевого газа в мире, а США постараются в первую очередь наладить экспорт СПГ в Японию и Корею. Более безопасным и эффективным планом действий могла бы стать реструктуризация российской экономики, чтобы страна могла производить что-то еще, кроме природных ископаемых, что Россия могла бы продавать за рубеж", - отмечает Остин. Вместе с тем, он подчеркивает, что глобально "сланцевая революция" еще не произошла, так как больше нигде в мире пока не налажена коммерческая добыча сланцевого газа, к тому же сланцевый газ пока не успел значительно повлиять на мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ). "Почти все европейские страны располагают некоторыми запасами сланцевого газа. Даже если этого и недостаточно, чтобы сделать их энергетически независимыми, они смогут сократить свои потребности в импорте газа", - отмечает Такер.