Дума просит Роскомнадзор проверить украинскую версию «Яндекса»

Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин («ЛДПР») направил обращения в компанию "Яндекс" и в Роскомнадзор, с требованиям дать оценку работе украинской версии популярного отечественного поисковика (yandex.ua). Недовольство законодателя вызвал тот факт, что украинская версия Яндекса при агрегации новостного контента допускает демонстрацию пользователям статей антироссийской направленности, что, по его мнению, недопустимо для сайтов, принадлежащих российской компании, пусть и зарегистрированной в Нидерландах.
В частности, депутат отмечает, что в новостной раздел украинского Яндекса поступают статьи и заметки украинских СМИ, которые массово допускают искажение информации и содержат прямые выпады против России. По его словам, пользователи yandex.ua могут прочитать на ресурсе и про российскую агрессию, и про действия российской армии в восточной Украине, и иные, ничем не подтвержденные данные.
Так 3-го сентября в топ-5 украинского "Яндекса" была новость о том, что "Российские войска оккупировали Луганскую область". В тоже время, российская версия "Яндекса" сообщала, что "Боевики взяли под контроль юг Луганской области". Несмотря на тот факт, что Яндекс - в первую очередь поисковая система, новости которые он размещает на заглавной странице видят несколько миллионов человек в день. Так в июне этого года средняя дневная посещаемость украинской версии Яндекса составила чуть более 3,8 млн посетителей.
- Для меня, честно говоря, удивительно, что компания Яндекс работает и зарабатывает в России, показывает хорошие доходы и содержит огромный штат сотрудников, и тем не менее допускает определенные вещи. Возможно, данный вопрос по причине большого количества задач они не успевают проконтролировать, но очень надеюсь, что в ближайшее время это будет устранено, - сказал Вадим Деньгин. - Поэтому я счел целесообразным обратиться в сам Яндекс и в Роскомнадзор. Саму компанию я прошу разъяснить, почему возникла данная ситуация, а к Роскомнадзору - проанализировать ее возникновение и возможные законные последствия.
Стоит заметить, что это уже не первая претензия к Яндексу в отношении различной подачи информации на его российской и украинской версии. После присоединения Крыма, компания Яндекс создала два варианта карт, где Крым российский - на yandex.ru, и для украинских пользователей, где полуостров до сих отмечается как территория Украины.
Член комитета Госдумы по обороне Игорь Зотов также считает, что российские владельцы компании должны отвечать за работу украинской версии Яндекса.
- Я поддерживаю инициативу моего коллеги из комитета по информационной политике, поскольку любая российская компания должна отвечать за свои дочерние предприятия. Учредители должны отслеживать и направлять своих коллег, тем более в вопросах связанных с интернетом, как одним из главных на сегодня информационных каналов, формирующим общественные настроения, - отметил парламентарий.
Яндекс - крупнейший игрок российской IT-отрасли, основной актив которого - интернет-поисковик (доля «Яндекса» на российском рынке поисковых систем составляет 61,6%, доля ближайшего конкурента Google - 28,3%). Помимо российского рынка, компания представлена в Турции, Украине, Беларуси и Казахстане. 100-процентным владельцем ООО «Яндекс» (которой принадлежит поисковая система) является зарегистрированная в Нидерландах компания Yandex N.V. Ей же принадлежит и компания «Яндекс. Украина». Одним из крупнейших акционеров "Яндекса" ( 10,4%) являлся бывший гендиректор компании Аркадий Волож, недавно покинувший свой пост. Среди акционеров преобладают иностранные инвестиционные фонды, среди которых Oppenheimer (13,9%) и Capital Group (13,0%). Акции «Яндекса» торгуются на американской бирже NASDAQ и российской ММВБ. Сбербанку принадлежит "золотая акция" "Яндекса". Летом 2013 Сбербанк купил 75% минус одна акция сервиса электронной платежной системы «Яндекс.Деньги».
В самой компании Яндекс заметили, что считают себя не российской, а международной компанией, а сервис Яндекс.Новости показывает в каждой стране именно ту картину дня, которая формируется местными СМИ.
- Яндекс не получал обращения депутатов по этой теме, но хотим напомнить несколько фактов... Яндекс - международная компания. Сейчас мы работаем в России, Украине, Беларуси, Казахстане и Турции. Технологии для всех рынков одинаковы. Но для каждой из этих стран мы разрабатываем свои сервисы таким образом, чтобы они соответствовали локальным интересам пользователей, в том числе, в зависимости от их местонахождения.
Например, главная страница выглядит по-разному у пользователей из разных стран и городов. Для кого-то это yandex.ru, а для кого-то yandex.ua или yandex.com.tr. На Яндекс.Новостях тоже есть разные новостные выпуски, которые показывают в каждой стране именно ту картину дня, которую формируют местные новостные издания. У Яндекс.Новостей нет редакции и, соответственно, редакционной политики и своей точки зрения, сервис не создаёт собственные материалы, всю информацию поставляют партнеры. По той же логике работают и другие сервисы Яндекса - например, Пробки, Погода, Афиша, Телепрограмма. В Казахстане, Украине, России свои новости, своя погода и свои тв-передачи, - комментирует пресс-секретарь Яндекса Ася Мелкумова.
По ее словам, на www.yandex.ru новостные сюжеты формируются на основе сообщений российских изданий, на yandex.ua - украинских, на yandex.kz - казахстанских, на yandex.by - белорусскик, на yandex.com.tr - турецких.
- Заголовки внутри каждого выпуска Яндекс.Новостей ранжируются по трём критериям: цитируемость источника в других сообщениях этого сюжета, время публикации, общая цитируемость и оперативность источника. ...По сути, топ-5 новостей на главной странице формируют сами партнеры Яндекс.Новостей - на главную страницу Яндекса попадают сюжеты о самых освещаемых событиях дня, сюжеты формируются автоматически, - заявляет Мелкумова.
В Сбербанке, который владеет "золотой акцией" Яндекса сообщили «Известиям», что не занимаются информационной политикой поисковика.
- Мы за этим не следим, как и не занимаемся финансовыми и хозяйственными вопросам компании Яндекс, поскольку "Золотая акция" не дает Сбербанку права на место в Совете директоров компании, а значит и на принятие решений, относящихся к его компетенции - в частности, влияющих на политики компании по направлениям её деятельности и на операционную деятельность компании вообще, - рассказала пресс-секретарь Сбербанка Полина Тризонова. - При этом, Сбербанк, как владелец «золотой акции», имеет право блокировать продажу компанией своих ключевых активов.
Интернет-эксперт Антон Меркуров сказал «Известиям», что украинская версия Яндекса не имеет особых механизмов по регулированию новостного раздела.
- Яндекс-новости - это агрегатор новостей. Если в случае с Яндекс-Украиной появляются антироссийские новости, то это значит, что на Украине действительно они наиболее читаемые, но сам яндекс здесь не играет никакой роли, - считает эксперт. - Они, как платформа, даже и не имеют права вмешиваться в этот процесс.
Интернет-эксперт Антон Меркуров считает, что украинская версия Яндекса не имеет механизмов по регулированию новостного раздела.
Впрочем, многие участники отрасли уверены, что компания вполне может влиять на ситуацию.
- «Яндекс» не может не учитывать позицию российского государства. Когда гендиректор "Яндекс. Украины" Сергей Петренко публично выступил с одобрением действий националистов в Одессе в результате которых погибли десятки мирных жителей компания отреагировала моментально, а сам Петренко ушел со своего поста. В случае с новостями тоже самое, - считает один из участников рынка.
У депутатов Госдумы статус "Яндекс.Новостей" уже вызывал вопросы. Весной депутат от ЛДПР Андрей Луговой отправлял запрос в Генпрокуратуру по поводу «Яндекса» с просьбой уточнить - является тот СМИ или нет. В письме говорилось, что «на страницах "Яндекса" публикуются материалы новостного и аналитического характера, в том числе материалы ведущих российских и зарубежных СМИ». Это, по мнению Лугового, «также является распространением массовой информации», а значит, компания «Яндекс» «является крупнейшим средством массовой коммуникации и имеет огромную аудиторию» и должна соблюдать правила, «установленные для средств массовой информации».

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:50Власти назвали фейком запрет на вход танкеров в мурманский порт

18:17Поступил звонок от «сотрудника Роскомнадзора»: в Заполярном мужчина лишился 1,5 млн рублей

17:00Торга нет: в Молочном продают коллекцию монет за 3 миллиона рублей

15:10Жителям Мурманской области рассказали, чем протирать телефоны, чтобы не заболеть

14:20В МЧС Мурманской области посоветовали, что положить под елку

14:02В Карелии мурманчанина приговорили к 18 годам за госизмену

13:13В Никеле дотла сгорели «Жигули»

12:41Турсообщество Мурманской области отреагировало на новость о гостях региона, уплывших в Кольский залив

12:10В Мурманск из Москвы приехал поэт Вадим Кулаков

11:45У Мурманска появилась ещё одна Аврора

10:16Кировск, Мурманск и Териберка – в топе новогодних турнаправлений

10:00Екатерина ВАШАКИДЗЕ. Что делать, если нет новогоднего настроения?

21:01Ностальгия будет такой, что захочется лезть на стену и выть в голос: один знак Зодиака ждут испытания — что произойдёт после встречи 2026 года

20:02Гости сметут это со стола за 10 минут: идеальная закуска с сыром и орешками к Новому году — красиво и вкусно

19:03Ваша логика крепче железа, если решите такую задачку: переставьте всего 1 спичку — равенство тут же станет правильным

19:03Не надо торопиться раскошеливаться: не обязательно ждать, когда пешеход полностью перейдёт дорогу — можно ехать, это не нарушение ПДД

18:44Продлит ли Эмери победную суперсерию в Лондоне? Прогноз матча «Челси» — «Астон Вилла»

18:32Зарубите себе на носу: есть вещи, которые с собакой делать нельзя — станет агрессивной и покусает

Все новости