Пакет был согласован накануне, и статус законодательного акта получил после публикации в Официальном журнале ЕС. Итак, ограничения ввели против ряда оборонных предприятий, энергетических компаний и госбанков, а также расширили черный список лиц.
Пакет был согласован накануне, и статус законодательного акта получил после публикации в Официальном журнале ЕС. Итак, ограничения ввели против ряда оборонных предприятий, энергетических компаний и госбанков, а также расширили черный список лиц.
Хрупкий мир санкциям не помеха. В ЕС об их необходимости спорили, дату вступления в силу выбирали не один день, наконец, решили: время пришло. Такой ответ Старого Света на деэскалацию конфликта на юго-востоке Украины эксперты называют "алогичным". Ведь в ситуации, когда идет обмен пленными, а беженцы начинают возвращаться, Европа, похоже, предпочитает "не верить своим глазам".
"Санкции обычно вводятся для того, чтобы противостоять нагнетанию напряженности или ответить на какие-то недружественные действия того или иного государства, в сегодняшней ситуации. Когда стороны на Украине уже несколько дней находятся в состоянии перемирия, перемирия сложного, нарушаемого с обоих сторон, как всегда бывает в такого рода вещах, малоконтролируемых, очень важно не усугублять ситуацию, не нагнетать напряженность. Совершенно непонятно, на что должны повлиять санкции по замыслу их создателя? Мы должны прекратить свои мирные усилия на Украине? Было бы странно, если бы люди имели это в виду", - отметил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Евросоюз ввел санкции против девяти оборонных компаний. Среди них, например, такие известные во всем мире корпорации, как концерн "Калашников", Тульский оружейный завод, концерн ПВО "Алмаз-Антей", "Уралвагонзавод". Им теперь европейцы не будут продавать технологии двойного назначения. Также в списке "Роснефть", "Газпром нефть" и "Транснефть".
Им, также как и пяти крупнейшим российским банкам - Сбербанку, ВТБ, Газпромбану, Россельхозбанку и Внешэкономбанку - запретят кредитоваться на Западе на срок больше 30 дней. Кроме того, Старый Свет запрещает западным компаниям оказывать услуги по глубоководному бурению, разработке месторождений в Арктике и месторождений сланцевой нефти в России. В черный список ЕС добавлены еще 24 человека, включая руководителей Новороссии, членов правительства Крыма, а также некоторые российские политики. Среди них вице-спикеры Госдумы Владимир Васильев, Иван Мельников, Николай Левичев, депутат Светлана Журова, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Их активы в Евросоюзе, если такие найдутся, будут заморожены, а въезд в страны ЕС запрещен.
При этом Глава Евросовета Херман Ван Ромпёй подчеркнул: ограничительные меры могут быть отменены полностью или частично в зависимости от "развития событий на Украине". Очевидно, тот факт, что перемирие уже действует, в ЕС решили во внимание не принимать и оставаться где-то в "параллельной реальности". Так продолжение внешнеполитического диалога "языком санкций" прокомментировали в российском МИД: "Оторванность данного шага ЕС от реальности самоочевидна. Вводить новые ограничительные меры и одновременно поручать Европейской комиссии и Европейской внешнеполитической службе представить предложения об изменении, приостановке или отмене санкций целиком или частично означает, что наш несостоявшийся стратегический партнер не просто работает по инерции, но его действия лишены логики и здравого смысла".
Впрочем, некоторые страны-члены ЕС все же призывали к здравому смыслу, но услышаны большинством не были. Судя по той информации, что просачивалась из кулуаров Евросовета, против нового пакета антироссийских санкций выступали сразу несколько государств: Италия, Венгрия, Австрия, Словакия, Чехия, Кипр, Швеция и Финляндия.
Глава правительства Чехии и вовсе усомнился в том, что санкции могут хоть как-то повлиять на ситуацию. А ведь именно под этим формальным предлогом и разрабатывались новые ограничительные меры. Сомнения политика подтверждают и эксперты.
"Не было бы этой украинской истории, они бы нашли другую - принято решение, видимо, по сдерживанию, отбрасыванию России по ее ослаблению, и всегда будет находиться повод, чтобы ввести санкции для того, чтобы затруднить экономическое развитие России. И мы должны это понимать, к этому готовиться и этого не бояться", - отметил заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
Аналитики уверены: в своей санкционной политике Евросоюз слепо следует Соединенным Штатам, которые от разрыва экономических связей с Россией страдают намного меньше, чем Старый Свет. По сути, Европа оказывается вынуждена разрывать дружеские связи со своим давним партнером. Свои антироссийские меры Вашингтон назвал "скоординированными" с Евросоюзом. Как и в ЕС, в США считают, что участие России в деэскалации украинского конфликта недостаточное и, кажется, предпочитают не принимать во внимание, что соглашение о прекращении огня было подписано по инициативе и при посредничестве нашей страны.
"Принятие новых санкций абсолютно не поддается пониманию и объяснению на фоне тех усилий, которые в последние дни, руководствуясь, в том числе, и мирными инициативами Президента Путина, прикладывает Россия для того, чтобы способствовать прекращению кровопролития, а также мирному урегулированию конфликта на юго-востоке Украины", - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Чем, как не желанием ослабить внешнеполитическую силу России любыми возможными способами, можно объяснить и планы США перекупить французские вертолетоносцы класса "Мистараль", построенные по заказу России. На прошлой неделе под давлением Вашингтона президент Франции Франсуа Олланд заявил, что приостанавливает передачу вертолетоносца. За главу государства его администрации, правда, потом пришлось оправдываться. Мол, президента не так поняли, и контракт выполнен будет, так что никаких штрафов в 251 млн евро - громадной неустойки французам можно не опасаться.
Ограничительные меры не решают конфликты, а наоборот, усложняют их решение, об этом эксперты говорят в один голос. Причем страдают от санкций всегда оба политических игрока: и тот, кто их вводит, и тот, на кого они распространяются.
Ответные меры у России уже готовы и включают ограничения на импорт некоторых европейских товаров. Речь, в частности, может идти об автомобилях и продукции легкой промышленности.
Корреспондент Максим Семин
Дирекция информационных программ