26 октября Вашингтон продиктует Украине результаты голосования в парламент
Несмотря на «ожесточенное перемирие» в Донбассе, майданные власти продолжают подготовку к выборам в Верховную Раду. За две недели до голосования украинские социологи из GfK Ukraine обнародовали результаты очередного измерения предпочтений избирателей. Как выяснилось, если бы парламентские выборы состоялись не 26 октября, а прошли в минувшие выходные, в них приняли бы участие 72% граждан.
По данным опроса, большинство избирателей отдали бы свои голоса за партию «Блок Петра Порошенко» (29,9%). На втором месте «Батькивщина» Юлии Тимошенко - 8,7%. Чуть меньше получила бы Радикальная партия Олега Ляшко и «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко (7,3%). Пятипроцентный барьер также преодолела бы и партия майданной номенклатуры «Народный фронт» Арсения Яценюка и Александра Турчинова (7,0%).
По понятным причинам соцопрос не проводился в Крыму и на территориях ДНР и ЛНР, которые контролируют ополченцы. Это обстоятельство объясняет, почему украинские коммунисты и «Оппозиционный блок», если верить представленному исследованию, не попадают в ВР. Несмотря на то, что киевские власти предполагают создать на территории самопровозглашенных республик Новороссии 32 избирательных округа, почти половина из них фактически не будет работать. Ополченцы неоднократно заявляли, что на контролируемой ими территории никаких выборов, объявленных украинскими властями, не будет.
Судя по всему, обладатели украинского административного ресурса попытаются воспользоваться наличием огромной электоральной серой зоны. Уже сейчас известно, что жители территорий, которые контролируют ополченцы, смогут проголосовать на выборах в Верховную Раду по открепительным удостоверениям. Причем, как обращают внимание в Донецкой ОГА, «никаких документов, подтверждающих необходимость изменения места голосования, жители Донецкой и Луганской областей предоставлять не должны».
В условиях гражданской войны на Украине работает формула «у кого сила, у того и власть», считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
- В этом смысле предстоящие выборы в Раду призваны привести политическую конфигурацию в стране в соответствие с конфигурацией силовой. Правда, я бы не сказал, что Порошенко это самый сильный игрок. Несмотря на то, что досрочные выборы, казалось бы, задумывались специально, чтобы укрепить его позиции в парламенте. Соцопросы могу показывать все, что угодно. В свою очередь, ЦИК может нарисовать партии Порошенко и 40%, и 60%.
«СП»: - Но ведь это, собственно, и есть та самая сила, которая дает власть.
- Безусловно, Порошенко контролирует ЦИК. Многое будет зависеть от того, сохранится ли до выборов неустойчивое перемирие между ним и Коломойским, направленное против Тимошенко. Потому что Коломойский на сегодня контролирует наиболее густонаселенные области из тех, которые остались под контролем правительства. В этих регионах голоса будет подсчитывать не украинская ЦИК, а г-н Коломойский. Как он скажет, так и будет. Если этот олигарх захочет, то население на подвластных ему территориях отдаст 100% голосов за компартию Китая. И плевать, что ее нет в бюллетенях.
«СП»: - Коломойского и Порошенко помирили заокеанские кураторы в целях консолидации антироссийских сил на Украине?
- Думаю, скорее это была Юлия Владимировна Тимошенко, которая совершенно отчетливо сделала ставку на радикализацию ситуации в стране. Она очень хорошо улавливает тренды. В настоящее время наиболее актуален тренд на радикализацию. Соответственно, Тимошенко попыталась стать «самым радикальным радикалом», опереться на вооруженную силу и, таким образом, продиктовать всем свои условия.
Если раньше Коломойский был склонен играть против Порошенко, то сегодня он больше боится Тимошенко. Хотя бы потому, что у Петра Алексеевича за душой нет ничего, кроме его конфет. А Тимошенко - это политик, который всегда играет на повышение ставок. Она всегда побеждала своих оппонентов тем, что задирала ставки до такого предела, на который никто другой пойти не мог. Бывшая самопровозглашенная «узница совести» всегда была готова в личных целях развязать гражданскую войну на Украине, да и войну с Россией тоже. Самое главное, чтобы это позволило удержаться у власти.
Коломойский сделал правильный выбор, который в свое время рекомендовал еще Макиавелли. Если у вас могут быть два союзника, которые враждуют между собой, следует отдать предпочтение более слабому. Потому что сильный победит оппонента и без вас, а затем придет и ваш черед. Если же вы становитесь союзником слабого, то можете с его помощью одолеть наиболее опасного конкурента, а потом без труда расправитесь и со вчерашним союзником.
По этой логике и действует Коломойский, который вместе с Порошенко намерен ликвидировать представляющую опасность Тимошенко.
«СП»: - Останется только дождаться, когда Порошенко ответит за весь негатив в стране, будучи на «расстрельной должности»?
- Именно. С каждым днем пребывания у власти в стране, раздираемой гражданской войной, рейтинг президент будет естественным образом проседать, пока не рухнет окончательно. Такая участь ожидает всех, кто возглавит разрушающееся государство. Это «пылесос», который вбирает в себя негатив. Ничего улучшить на Украине невозможно, а ухудшение будет происходить само собой. Те же, кто выходили на майдан «за светлое европейское будущее» спросят с тех, кто их обманул. Но при этом у них в руках уже будет оружие.
«СП»: - Наверное, глупо спрашивать про легитимность и процедурную чистоту выборов в ситуации разгула новой украинской «махновщины». А на части «единой и неделимой» (по версии Киева) выборы вообще не состоятся.
- В условиях гражданской войны никто не думает про легитимность парламента. Поскольку власть в это время легитимируется силой. На Украине вообще трудно говорить о легитимности, начиная с 2005. Когда в ходе неконституционного третьего тура выборов президентом был незаконно избран (а, точнее, практически, провозглашен) Ющенко. Последний назначил проведение нелегитимных парламентских выборов, но даже фиктивная Рада вскоре была распущена. Сегодня же власть дает не голосование, а винтовка и штык.
«СП»: - Иначе говоря, как посчитают, так и проголосуют...
- Примерно так, получается. Причем, если критически значимому количеству вооруженных людей покажется, что посчитали «неправильно», то они могут пересчитать все заново.
«СП»: - Российских наблюдателей не пригласили подивиться на этот театр абсурда - по украинскому «дикому полю» расхаживают вооруженные банды, кандидаты в Раду выбрасывают своих конкурентов в мусорные баки, население живет в атмосфере страха и насилия. Ладно, американцы, с ними понятно, но европейцы что, опять промолчат, это ведь происходит у них под боком?
- На самом деле, у украинского правительства очень слабое воображение. В условиях того беззакония, которое существует, можно было бы не опускаться до запугивания кандидатов, а просто разрешить голосовать всем жителям Украины, умершим до 1975 года. Тогда у властей всегда был бы нужный результат. Причем данный закон не был бы более абсурден, чем те, которые сейчас принимаются в Верховной Раде. О процедуре, прозрачности и легитимности украинских выборов пусть говорят европейские наблюдатели. Работа у них такая - дипломатично пожимать руки и называть вещи не своими именами.
«СП»: - А что сам электорат?
- Украинское общество неоднородно. Одна его часть вполне сознательно готова не только потреблять, но и продуцировать любую ложь. Тем самым, оправдывая майданный переворот, в котором они сами принимали участие или сочувствовали этому событию. Вторая категория населения - это конформисты, которые всегда составляют большинство. Для них, что говорят по телевизору, то и правда. Если завтра такие проснутся и на пятом телеканале, который принадлежит Порошенко, увидят репортаж с красными флагами на майдане, то сразу выкопают партбилеты и вспомнят, что когда-то состояли в КПСС.
Третью часть составляют те, кто молчит потому, что запуган. Такие люди не лишены здравомыслия. Они понимают, что с добрым словом против танка не попрешь. Разговаривать с бандитами, которые совершили переворот и убили тысячи людей, бессмысленно.
«СП»: - Что может измениться в политике Порошенко, если он получит контроль над Радой и сможет назначить своего ставленника на пост премьера?
- Да практически ничего. Порошенко может назначать кого угодно. Например, у Симона Петлюры в 1919 году были полностью подконтрольный кабинет и парламент. У него только не было территории, на которую бы распространялась их власть. Тогда на Украине говорили «в вагоне Директория, под вагоном территория». У Порошенко сегодня примерно такая же ситуация. Конечно, подконтрольная территория у него немного больше, чем у Петлюры, но общая тенденция складывается неблагоприятная: она сжимается, как шагреневая кожа.
Смута и разборки между новыми феодалами-олигархами пока заслоняются противостоянием на Юго-Востоке. Как ни покажется смешно, но даже если мир будет заключен на самых невыгодных условиях для Новороссии (при сохранении нынешней границы по линии фронта), внутренние противоречия вспыхнут с новой силой. Тогда подконтрольная Киеву территория распадется на десятки, если не тысячи кусочков, которые начнут войну между собой.
«СП»: - То есть, если ты не контролируешь вооруженную силу, то какая разница, кто контролирует парламент?
- Естественно. Майданные власти сами вооружили бандитов, наплодили всякого рода территориальные батальоны и разрешили олигархические частные армии. Они уже сами не знают, кто и кому подчиняется. Самое главное, что у каждой вооруженной группировки есть свои интересы. Коломойский даже смог отозвать с фронта 25-ю аэромобильную бригаду.
«СП»: - Получается, от выборов в Раду Москве и ополченцам в Новороссии, по большому счету, ни жарко, ни холодно?
- Ничего плохого, равно как и ничего хорошего ждать не нужно. Потому что это чисто технический момент. А, точнее, проявление недальновидности украинских властей, которые рассчитывали, что у них после переворота все будет как до переворота. То есть, все разойдутся по домам, а элита будет играть в те же игры, что и при Януковиче.
«СП»: - Попросту говоря, ожидали, что им удастся оттеснить «макеевских» и самим пробиться поближе к кормушке?
- Именно так. Многие участники февральской революции в 1917 году считали, что они будут жить как при государе-императоре, только без него. А, оказалось, что дальше будет совсем по другому. Но если в России в начале 1917 года была хотя бы одна большевистская партия с программой и четким видением государственного проекта, то на Украине есть только банды фанатиков с желанием убивать и отнимать. Я бы сказал, что на Украине сейчас Февраль без Октября, плавно перетекающий в «махновщину».
Выборы в Раду проходят по смешанной избирательной системе, напоминает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
- Половина избирается пропорционально количеству проголосовавших за партийные списки, другая половина - одномандатники. В реальности «списочников» будет существенно больше, чем последних. Понятно, что нет выборов в Крыму, а также на территориях ДНР и ЛНР, которые контролируют ополченцы. Несмотря на это, одномандатники будут играть довольно большую роль.
В такой ситуации Порошенко пытается играть на двух электоральных полях. С одной стороны, он идет навстречу людям, которые поддерживали майдан. После некоторых колебаний президент все же подписал закон о люстрации. Глава Украины активно вручает награды участникам военных действий. Подчеркивая, тем самым, что ничего не сдал и ни на какие компромиссы с Новороссией и Москвой не пошел. С другой стороны, Порошенко, напротив, подчеркивает, что смог выстроить отношения с Россией, а война почти закончилась.
«СП»: - Начиная с Мазепы, вполне характерная черта для украинских политиков, которые пытались усидеть на двух стульях.
- Порошенко пытается оккупировать идеологический центр, представляя интересы и «партии войны», и «партии мира». При этом он в большей степени ориентирован на поддержку со стороны тех, кто выступает за разумный компромисс. Остальные в рейтинговой «очереди» на попадание в ВР гораздо более негативно настроены в отношении России, выступая за «войну до победного конца». Здесь и «Радикальная партия» Ляшко, и «Народный фронт» Яценюка-Турчинова, и «Батькивщина» Тимошенко. Наиболее ортодоксальные голоса сторонников майданной революции достанутся этим силам. Отвернутся от Порошенко и представители протестного лагеря, которым не нравится президент-олигарх.
Судя по рейтингу, «Блок Петра Порошенко» лишает перспектив альтернативные политические силы, забирая практически весь умеренный электорат.
«СП»: - Юго-Восток на этот раз останется без парламентского представительства?
- В прежних кампаниях его избиратели, как правило, голосовали за Партию регионов и компартию. После ухода Крыма и двух областей Новороссии Восток в электоральном смысле «проваливается». В сложившейся ситуации здесь могут предпочесть проголосовать за Порошенко. Потому что украинские коммунисты практически развалились.
«СП»: - Дело в политическом преследовании или в украинском националистическом угаре?
- Скорее, второе. Но еще важнее уже отмеченное обстоятельство - многие избиратели коммунистов проживают в Крыму, в Донецке и Луганске. 26 октября они по известным причинам не голосуют. За коммунистов, наверняка, проголосуют на выборах в ДНР и ЛНР.
«СП»: - Но ведь у КПУ было много сторонников и в других регионах?
- Это так, но существенно меньше. Во-вторых, в условиях политического прессинга у партии Петра Симоненко не хватает финансовых ресурсов - ее просто некому спонсировать (это и опасно, и бесперспективно). Что касается людей, которые остались на Украине, но симпатизируют Новороссии, они разочарованы в лидере коммунистов, который не поддержал самопровозглашенные республики. Это было сделано только на уровне функционеров среднего звена. В свою очередь, для оставшейся части украинского электората (противников отделения республик) коммунисты - это изменники в силу недостаточно выраженной национальной риторики.
«СП»: - Новая Рада в целом будет более радикальной по отношению к Москве?
- Несомненно. И Порошенко, и Тимошенко, и Ляшко, и Гриценко, и Яценюк, не говоря о Тягнибоке - они все с майдана. Они могут конкурировать между собой, придерживаться разных воззрений по поводу экономики, но их объединяет общая платформа противостояния России. Другое дело, что миноритарные списки будут ориентироваться на радикальные формы противостояния, тогда как «Блок Петра Порошенко» будет выступать за то, чтобы хоть как-то с Россией договориться. Чтобы пойти на Запад, но хоть как-то при этом стабилизировать отношения с Москвой.
По большому счету, в украинской Раде вообще никогда не было пророссийских сил. Когда в этом качестве называли Партию регионов или коммунистов, это было весьма условно: они играли в свои игры. Новое большинство в Раде будет состоять из тех, кто стремится вынужденно договориться с Россией, но как можно меньше уступив при этом. Также в украинском парламенте, видимо, появятся несколько миноритарных фракций, которые будут «прессовать» Порошенко за недостаточно выраженную, с их точки зрения, свидомую и недостаточно радикальную политику в отношении к России. Они будут апеллировать больше к Америке, чем к Германии.
Фото: Сергей Киселев/Коммерсантъ