Вашингтон пошел на сделку с Тегераном только для того, чтобы открыть доступ иранскому газу в Европу и нанести очередной удар по российской экономике, пишет обозреватель CounterPunch Майк Уитни. Тем не менее, на его взгляд, США вряд ли смогут настроить Россию и Иран друг против друга. Ведь их союз с каждым днем становится только крепче.
Швейцарские переговоры между Ираном и так называемой шестеркой международных посредников не имеет никакого отношения к распространению ядерного оружия, пишет обозреватель CounterPunch Майк Уитни. На самом деле, считает он, это была очередная попытка подорвать и изолировать Россию, ослабив санкции против Тегерана и позволив иранскому газу стать альтернативой российским энергоносителям в Европе.
По словам Уитни, Вашингтон все еще уверен, что наибольшую угрозу его господству представляет дальнейшая экономическая интеграция России и Европы, то есть «создание огромной экономической зоны, раскинувшейся от Лиссабона до Владивостока, что в итоге приведет к сокращению американского влияния».
Именно для борьбы с этой угрозой администрация Обамы свергла правительство Януковича, организовала спекулятивную атаку на рубль, снизила мировые цены на нефть, а в настоящий момент вооружает и тренирует неонацистов в украинской армии. Вашингтон сделал все, что в его силах, чтобы обострить отношения между Россией и ЕС. Чтобы разделить этих традиционных торговых партнеров, США даже готовы пойти на риск и развязать ядерную войну, утверждает автор статьи.
«Если европейско-российский альянс укрепится, то попытки США окутать своими щупальцами Азию и стать главным игроком в самом процветающем регионе потерпят крах, - полагает Уитни. - Вашингтон ждет мрачное будущее, при котором постепенная утрата власти и престижа практически неизбежны».
Таким образом, констатирует автор статьи, санкции против Ирана не имеют никакого отношения к его ядерной программе. Ведь еще в 2012 году американские разведывательные агентства пришли к выводу, что Тегеран забросил идею создания бомбы еще несколько лет назад. «Дело против Ирана базируется на пропаганде, промывке мозгов и бреде сивой кобылы, и именно в таком порядке», - подчеркивает обозреватель.
Тем не менее, чтобы понять неожиданную смену курса США по отношению к Тегерану, Уитни обращается к исследованию аналитического центра Brookings Institution. Согласно этому анализу, Вашингтон пытается интегрировать Иран в существующий на Ближнем Востоке порядок, «хотя и осознает его амбиции». В этом случае ядерное соглашение играет роль первого важного шага, но его детали не столь важны, потому что конечная цель - изменить намерения Тегерана, а не уничтожить его потенциал.
Американцев не устраивает, что Иран ведет независимую внешнюю политику, идущую вразрез с их ближневосточными интересами. Поэтому, поясняет автор статьи, Вашингтон хочет, чтобы Тегеран стал «покладистым» и выполнял все, что ему велено.
США предоставит Ирану достаточно свободы, чтобы он играл свою роль в их имперском миропорядке, поставляя газ Европе и нанося еще больший экономический вред России. Однако, полагает автор статьи, навряд ли все эти планы навредят российско-иранским отношениям, которые «с каждым днем становятся крепче».
Между тем, отмечает Уитни, в американских планах есть существенный недостаток. Иран не может просто повернуть вентиль и начать подачу газа в Европу. Для этого понадобится огромный газопровод и обновление инфраструктуры, на разработку которой уйдет не один год. Это означает, что появятся множество контрактов для друзей Тегерана, в основном для России и Китая, которые выполнят поставленную задачу и не будут вмешиваться во внутреннюю политику государства.
Кроме того, считает автор статьи, евразийская интеграция Ирана, который стал участником Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, уже «решенный вопрос». Следовательно, Вашингтону необходимо переосмыслить свой геополитический подход - перестать вмешиваться и настраивать другие страны против себя, восстановить отношения с помощью торговли и взаимного доверия и принять неотвратимость упадка своей империи.
«Азиатская звезда восходит, а американская закатывается. Смиритесь с этим», - заключает Майк Уитни.