Встреча Владимира Путина и Барака Обамы все же состоится. Президенты России и США пообщаются 28 сентября в Нью-Йорке, куда Путин отправляется на Генассамблею ООН. Ключевыми темами переговоров станут ситуации в Сирии и на Украине. Задача президента РФ - прорвать относительную блокаду, в которой Россия оказалась после присоединения Крыма и начала конфликта в Донбассе, и вернуться на мировую арену в качестве влиятельного игрока.
Встреча Владимира Путина и Барака Обамы согласована и состоится в понедельник, 28 сентября. Об этом в четверг сообщил журналистам пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Лидеры России и США встретятся в Нью-Йорке, куда Путин отправляется, чтобы выступить на юбилейной сессии Генассамблеи ООН. На вечер четверга график российского президента в Нью-Йорке, со слов Пескова, выглядел следующим образом: «Путин прилетит, послушает на Генассамблее какое-то время выступление своих коллег, выступит сам, затем состоится его беседа с генсеком ООН Пан Ги Муном, и он примет участие в протокольном мероприятии от имени генсека ООН в честь глав делегаций».
После этого Путин встретится с премьером Японии Синдзо Абэ и президентом США Бараком Обамой. Это те встречи, которые уже согласованы, подчеркнул пресс-секретарь президента РФ.
До недавнего времени возможность встречи первых лиц России и Америки находилась под вопросом. Обе стороны заявляли, что общение не планируется, при этом Россия давала понять, что заинтересована в личном контакте глав государств. Встреча возможна, если такой сигнал поступит со стороны Вашингтона, говорил в августе глава МИДа Сергей Лавров.
Позже появилась информация, что Путин и Обама все же могут пообщаться «на ногах».
Однако сейчас речь идет о полноценных переговорах: по словам Пескова, встреча продлится «50 минут или час».
«Само по себе объявление о встрече - это дипломатическая победа, - считает профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, историк-американист Иван Курилла. - Несколько месяцев назад говорили, что встречи не будет вообще, что США - наш противник, что мы ориентируемся на Восток. Но факт предстоящей беседы президентов свидетельствует, что США - все равно фокус мировой политики».
Активизация дипломатических переговоров означает, что Москва «в каких-то областях возвращается на мировую арену»: «Санкции, конечно, сняты не будут, но в определенном смысле это обход санкций. Ради возвращения на мировую арену все и затевалось», - уверен эксперт.
Тот факт, что договоренность о беседе глав государств все же достигнута, свидетельствует о наличии заинтересованности с обеих сторон.
А ведь еще год назад казалось, что темы для разговоров фактически исчерпаны: выступая на прошлой Генассамблее ООН, президент США назвал действия России в Европе, наряду с вирусом Эболы и группировкой ИГИЛ (организация, официально запрещенная в России - «Газета.Ru»), главными угрозами для мира.
О чем будут беседовать первые лица России и США?
Официальные заявления обеих сторон свидетельствуют: есть определенные расхождения в том, что каждая из них считает центральной частью предстоящей встречи.
Ключевой темой переговоров будет ситуация в Сирии, сообщил в четверг Песков.
Москва явно готовилась к обсуждению этой темы. В преддверии поездки Путина на Генассамблею ООН Россия стала наращивать военные поставки в Сирию, параллельно призывая создать широкий фронт по борьбе с ИГИЛ, который предусматривает участие в нем сирийских правительственных войск. Это, в свою очередь, означает, что Запад должен отказаться от требований немедленного ухода сирийского президента Башара Асада со своего поста. Определенная готовность пойти на компромисс у западных лидеров уже, похоже, есть. На прошлой неделе госсекретарь США Джон Керри заявил, что американская сторона не настаивает на скорейшей отставке Асада.
В четверг с похожим заявлением выступила канцлер ФРГ Ангела Меркель, по словам которой, президент Сирии должен быть задействован в переговорах по урегулированию ситуации в стране. В числе тех, с кем еще следует «говорить», Меркель назвала Россию и Иран, которые выступают в поддержку сирийского президента. Точнее, Москва подчеркивает, что ей дорог не Асад как таковой, а необходимость сохранения законной власти в стране.
Между тем, источники с американской стороны, занимающиеся подготовкой встречи Путина и Обамы, говорят, что они не понимают, с какими предложениями российский лидер едет в Нью-Йорк.
«Мы ни разу не слышали четкого заявления, как Россия видит свое участие в урегулировании ситуации, позицию по Асаду, а также то, как она видит передачу власти в стране, - подчеркнул источник с американской стороны. - Мы очень хотели бы услышать от Путина ясную позицию России».
Белый дом, анонсируя в четверг встречу Обамы и Путина, выпустил заявление, в котором говорится, что центральной темой переговоров станет ситуация на Украине.
Это свидетельство того, что американская администрация намерена поддерживать нынешнюю украинскую власть и впредь, несмотря на то, что в мировой повестке тема конфликта в Донбассе уходит на второй план.
Впрочем, Сирия в документе также упоминается - лидеры двух стран должны обсудить военную помощь России правительству Асада, гласит он. «Учитывая ситуацию на Украине и в Сирии, несмотря на наши глубокие разногласия с Москвой, президент (Обама. - «Газета.Ru») верит, что было бы безответственно не попытаться достигнуть прогресса с помощью переговоров с Россией на высоком уровне», - подчеркивают в Белом доме.
Песков сказал журналистам, что украинскую тему президенты затронут только в том случае, если на нее останется время. Он напомнил, что предметно ситуация на Украине будет обсуждаться в ходе встречи лидеров государств «нормандской четверки» в Париже 2 октября.
«Очевидно, что в нынешней ситуации России, которая оказалась в относительной блокаде, важно реанимировать отношения с США и Западом в целом.
Задача Путина - прорвать эту блокаду. Думаю, едет он с конкретными предложениями по Сирии,
- полагает Иван Курилла. - Именно этим Россия смогла заинтересовать США (имеется в виду готовность Обамы встретиться с Путиным. - «Газета.Ru»). Но чтобы западные страны больше говорили о Сирии, а не об Украине, эти предложения должны быть по-настоящему серьезными».
Россия, в свою очередь, должна быть готова что-то изменить на Украине: «Скорее всего, речь может идти о замораживании ситуации», - считает эксперт.
Собственно, переключить внимание с украинской тематики - это задача, с которой Путин направляется непосредственно на Генассамблею ООН: «Вопрос Украины - проигрышный для России. Это та проблема, в которой она оказывается виноватой.
Путину нужно продемонстрировать, что Москва - влиятельный игрок не только на Украине. Именно на это сделана ставка. У России, конечно, есть интересы в Сирии, но не настолько серьезные, чтобы вмешиваться», - говорит Курилла.
Один из ведущих политических экспертов США Чарльз Краутхаммер уверен, что позиции Путина сегодня сильнее, чем позиции Обамы. «Обама заявляет, что Асад должен уйти, и говорит, что применение химоружия - это «красная линия», но ничего не делает. Россия же бросается на помощь своему союзнику. К кому у вас больше доверия?» - задается вопросом Краутхаммер в своей колонке в Washington Post.
«Необходимо объединить усилия государств по борьбе с террористической угрозой в целом и борьбой с ИГИЛ в частности, - призывает бывший замгенсекретаря ООН Сергей Орджоникидзе. - У нас есть пример долгосрочного урегулирования конфликта - это Иран, проблема которого была решена политико-дипломатическими средствами. Почему бы и в случае с Сирией не пойти по этому пути?»
Орджоникидзе подчеркивает, что у США и России существует общий подход по целому ряду вопросов сирийского конфликта: «Во-первых, Сирия должна остаться единым государством, во-вторых, необходимо нанести удар по ИГИЛ, и в-третьих, надо остановить террористические группировки, проникающие в Сирию. Если американцы не будут настаивать на уходе Асада, то и вопросов не останется».
Сирийская проблематика в значительной степени будет затронута не только на переговорах с Обамой, но и во время выступления Путина на Генассамблее ООН.
Впрочем, это не единственная тема речи президента - Лавров ранее говорил, что Путин выскажется и о западных санкциях. Генассамблея ООН - не та площадка, на которой принимаются решения, но с другой стороны, у президента РФ сейчас не так много возможностей донести свое мнение до широкого круга глав государств.
Речь российского президента Запад ждет скорее с интересом, полагает Курилла: «Но поскольку Россия подтвердила свою непредсказуемость, вопрос, будет ли доверие к словам Путина?»
Дипломат-арабист Александр Аксененок уверен, что выступление Путина окажется «программной внешнеполитической речью», учитывая «решающий момент» истории: «Сейчас мы находимся на том этапе, когда «холодная война» закончилась в ее «прошлом издании», когда международному сообществу не удалось установить новые правила игры».
Ведущий аналитик Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Джефри Манькофф заявил «Газете.Ru», что, по его мнению, Путин будет использовать трибуну Генеральной Ассамблеи, чтобы предложить «широкую коалицию по борьбе с терроризмом». Это означает желание «обойти усилия США» в данном направлении.
«В то время как Путин, без сомнения, хочет использовать речь на тему Сирии с целью создания платформы для диалога с США и отвлечь внимание от Украины, все же главная его задача - возродить роль России как мощного регионального игрока, с которым придется бороться за влияние и всем другим региональным игрокам, включая и Саудовскую Аравию, и Иран», - комментирует Манькофф.
Политики прежде всего обращают внимание на дела, а не на слова, говорит политолог-международник Игорь Зевелев: «Конкретные действия России интересуют всех больше, нежели выступление ее президента». По его мнению, сам Путин, готовясь к выступлению на Генассамблее ООН, хочет одного - чтобы его выслушали: «Это возможность донести до мирового сообщества свое видение системы международных отношений. Россия недовольна мироустройством, которое сложилось после «холодной войны», но мало что предложила в этом направлении сама».
В контексте выступления Путина Зевелев предлагает обратить внимание на речь президента Ирана, к которой «будет приковано огромное внимание»:
«В каком-то смысле Россия и Иран сейчас находятся в противофазе. Иран, в отличие от России, выходит из изоляции. Очень интересно будет наблюдать за делегациями двух стран».
Генассамблея ООН - это не переговоры за закрытыми дверями. Она «построена на обмене сигналами, символизме», которые могут говорить больше, чем слова. За этими мельчайшими деталями надо пристально следить, констатирует эксперт.