В Турецком городке Анталья прошла встреча руководителей крупнейших государств мира - так называемой «Двадцатки». То, что на ней происходило, обсуждалось довольно подробно. Но на фоне трагедии в Париже совсем незаметно прошло сообщение о том, что председатель Европейского совета Туск и председатель исполкома Евросоюза Юнкер заявили о том, что страны ЕС продлят ещё на год режим экономических санкций против России. Пока они действуют до 31 января 2016 года. Вот и спрашивается - почему наше руководство, чей политический вес в мире вырос за последние месяцы «выше крыши», смотрит на эти шалости сквозь пальцы?
Давайте вспомним. Так называемые «экономические санкции» ЕС и США против нас были введены в ответ на добровольное возвращение Крыма в состав России ещё весной 2014 года. Летом того же года они были ужесточены, а летом нынешнего - продлены до января. Что произошло в России за это время? Год назад американский президент похвастался во всеуслышание, что российская экономика его санкциями «порвана». Явно преувеличил: приписал себе заслуги наших доморощенных министров. К тому же российские бизнесмены быстро поняли, что западные политики сами перекрывают себе кислород на российском рынке. А поняв, дружно взялись за дело: драконовские правила ВТО неожиданно оказались пустым звуком.
Читатели «АН» довольно подробно знакомы с ростовской фирмой по производству мяса птицы «Евродон» - в течение будущего года она станет крупнейшей и уж точно - самой современной в мире. Но это оказалось лишь вершиной айсберга. В Воронежской области холдинг «КДВ групп» строит гигантский кондитерский комбинат, в который вложено 16 млрд рублей, и он будет выпускать 500 тонн сладостей в сутки. До этого наш рынок прекрасно осваивали американские и европейские «шоколадники» вместе с украинской «Рошен», принадлежащей Петру Порошенко. До окончания строительства и пуска производства осталось год-полтора.
Заглянем в лес. Это наша старая беда, когда за границу нескончаемым караваном везут брёвна, а в обратную сторону - фанеру, профильную доску и высококачественную бумагу. Несколько дней назад и в этом секторе экономики был дан ответ санкциям. 14 ноября в Дедовичском районе Псковской области открылся завод «Судома» по глубокой переработке древесины. Инвестиции - 1,8 млрд рублей. Здесь будут производить больше 60 тыс. кубометров готовой продукции в год. Площадь предприятия - 24 тысячи «квадратов», откуда в торговые сети пойдут стройматериалы со сроком службы от 50 до 100 лет.
Ещё пример. На минувшей неделе в Калужской области, в индустриальном парке «Ворсино», открыт фармацевтический завод. Вложено 10 млрд рублей. Предприятие выйдет на полную мощность в 2017 году и будет выпускать 40 млн упаковок в год. Из них 30 наименований - совершенно новые лекарства.
Это ноябрь. Что сказать об октябре? В Мордовии запущена первая очередь мясоперерабатывающего комплекса на 140 тыс. тонн мяса в год. Затрачено 3 млрд рублей. Там же и за те же деньги запущен первый в стране завод по производству оптоволокна. Когда он заработает на полную мощность в 2017 году, то закроет половину потребностей страны. Тем временем в Дубне начали выпускать новый тип металлопластиковых труб.
Весьма любопытны более простые примеры, но они касаются того самого производства продовольствия, на которые правительство ввело ответные санкции. К примеру, в деревне Чернецкое Вологодской области начала работать сверхсовременная молочная ферма-робот. Всего появятся 15 таких ферм. Затраты - под 3 млрд рублей.
Далее. В Тюмени по-крупному реконструируется птицефабрика за 4 млрд рублей. В Липецкой области только что сдан крупнейший в Европе инкубатор. Вложено 3,5 млрд рублей. Особая статья - яблоки. В Чечне и Саратовской области заложены крупнейшие посадки яблоневых садов, предусмотрена и переработка. Вложений - на миллиарды.
Но зачем рассказывать об этом так нудно и подробно? Ответ очевиден. Срок окупаемости всех этих проектов - не менее 10 лет. Таких проектов по стране сотни и тысячи. Причём деньги вкладывают не только крупные агрохолдинги, но в первую очередь - индивидуальные инвесторы. Берут займы в банках под высокие проценты, надеясь, что режим санкций продлится хотя бы до того момента, когда они вернут кредиты и встанут на ноги. Вкладываются в сыроварни, пекарни, заводики по консервированию овощей и прочую мелочь.
А теперь представим себе, что туски, юнкеры и меркели встанут завтра с правильной ноги, вспомнят про ИГИЛ и, помолясь за здоровье Путина, санкции отменят. Но нужно ли правительству Медведева отменять своё продовольственное эмбарго и что произойдёт в этом случае? Залежалые польские яблоки и кормовые огурцы из Испании вновь хлынут в страну, сюда же бурной рекой потекут украинское пиво, сыры, те же яблоки. Магазины огрузятся европейскими овощами, шпротами, окороками и конфетами по демпинговым ценам: так захватывают чужие рынки. Но что будет с теми, кто поверил правительству и начал развивать свой бизнес, набрав для этого кредиты под залог даже своего единственного жилья? Они тотчас разорятся. А российский рынок будет вновь захвачен иностранцами - прощай, продовольственная безопасность! Так что нашим гражданам работать бы и работать лет 10-15 без этой напасти. И лишь после этого смело вступать в конкуренцию с западными импортёрами.
Не мы начали войну санкций. И надо бы в первую очередь подумать о своих. Самое время успокоить всех, кто начал строить свой бизнес, и заявить, что режим запрета на ввоз уже действующего перечня продуктов будет продлён лет на десять.
В противном случае у нас прибавятся десятки тысяч, а вместе с семьями и сотни тысяч разорённых до последней копейки граждан. К тому же - опять могут обмануть. После искоренения ИГИЛ вновь вспомнят про Украину.
Характерный пример - помните о желании наших правительственных чиновников купить в Канаде у фирмы «Бомбардье» 50 самолётов, а затем начать их отвёрточную сборку в Ульяновске? Министр Мантуров лично ездил в Канаду, где подписал предварительное соглашение аж на 3,4 млрд долларов. После введения санкций парни из «Бомбардье» послали нас подальше, но в итоге сами разорились и сегодня клянчат у своих правителей миллиард долларов. Простить их? Даже денег по-плебейски предложить и вновь запретить производство собственного Ил-114? Это абсурд, но чем производители самолётов отличаются от сыроделов и садоводов?
Девятнадцатый фильм из английской киносерии бондианы назывался «И целого мира мало». В этом названии отражена суть морали, стоящей на службе западного общества. А что за мораль на службе нашего государства?
Почему бы президенту или премьеру не посмотреть из окна бронированного немецкого «Мерседеса» на ростовского, кировского или мордовского крестьянина и не изречь относительно контрсанкций: «И целого года мало!»
«Аргументы Недели», Андрей Угланов