Заместитель председателя комитета по культуре Мурманской области, актер и режиссер Евгений Гоман революционно подошел к своей новой должности, решив в корне изменить подход к развитию культуры, наметить кадровые перестановки и научить северян мыслить критически. Зачем это нужно Евгению Гоману, и реально ли это сделать в нашем регионе? Ответил новоиспеченный чиновник в интервью Nord-News.
«Ломает страшно! Но пробовать надо!»
- Когда мне предложили эту должность, моя первая реакция - «нет». Потом три дня я общался с разными людьми, работниками культуры. Кто-то говорил, что у нас и так все хорошо. Но другие твердили о необходимости перемен в этой сфере. Как бы пафосно ни звучало, мне захотелось повернуть систему к ним лицом. При этом, такую должность редко когда предлагают такому как я - «человеку с улицы». Это уникальное предложение. Мне пообещали, что я буду иметь финальное слово в развитии культуры, искоренении архаизмов. Я ради этого и согласился. Надеюсь, что власть, которую мне дали, действительно получится направить в нужное русло.
- Тогда откуда столько сомнений вначале? Не давал покоя предыдущий опыт госслужбы?
- Да, в том числе. Перед тем, как уйти в свободное плавание, я почти семь лет, с 2002 по 2009 год, проработал в сфере молодежной политики. Но тогда и время было другое, и власть другая. Была относительная, но свобода мнений. Потом все стало меняться, стало больше рамок, мероприятий «для галочки». Я и в себе стал замечать, что превращаюсь в того чиновника, который ставит себя выше других людей, считает, что он во всем прав. Я начал это замечать и испугался.
Тогда я вовремя слетел с «чиновничий иглы» и зарекся больше этим никогда не заниматься. И вот как жизнь повернулась.
- В интервью как раз того времени вы говорили, что уходите из Комитета по молодежной политики ради мечты? Она осуществилась?
- В какой-то степени да, я начал заниматься любимым делом - театром. Я участвовал в постановках еще с восьмого класса, но до 35 лет думал, что это хобби. А потом создал «Арктический театр». Сейчас ему не получится уделять столько внимания. Но он не закроется, нет. Спектакли «Выкрутасы», «Иона» и «Тирв» будут идти. Правда, с новыми мы пока повременим. Что на счет нового режиссера, то я вряд ли найду того человека, которому буду готов отдать театр. Сейчас должность зампредседателя рассматриваю как временный этап, чтобы потом обратно вернуться к театру с новыми силами и знаниями. А пока буду максимально прилагать усилия к работе в комитете. У меня уже есть задумки и цели, которые буду воплощать. Есть три вещи, на которые я постараюсь сделать упор.
«Художник должен быть свободным!»
- Я хочу попробовать изменить системный подход к культуре. Когда задания скидываются сверху и просто контролируются - это категорически неправильно. Художник должен быть свободным. Он должен быть главным в системе, а власть - ресурсным центром. Когда у творца, будь то режиссер, актер или музыкант, есть свобода творчества, он в тысячу раз лучше сделает свою работу. Для этого также должны быть пилотные площадки, пространства, где можно было бы работать поодиночке или объединяться в творческие группы. Сейчас я общаюсь со специалистами из других городов, решаю, какие могут быть форматы для этого.
В России есть много успешных примеров такой схемы взаимодействия. В Мурманске - нет. У нас все учреждения подведомственные, во всех смыслах этого слова. Независимых площадок на данный момент нет, но они будут появляться. Это неизбежное веяние времени. Вопрос в другом, будут они существовать также бедно и сойдут на нет, как в свое время «Мистер Пинк», или власть все же посмотрит и поймет, насколько это важно. Мне кажется, когда меня брали на должность в Комитет, губернатору в том числе сказали об успешном опыте независимого Дома молодежи. Тогда о нем знали по всей стране и за рубежом. А наши местные чиновники, как мне кажется, до сих пор скептически относятся к нему, хотя ни разу не были у нас.
За 2,5 года в «Мистер Пинке» реализовано 82 проекта! Люди были те же, что и сейчас. Просто мы дали им чуть больше свободы.
Из критики рождается гражданское общество
- Критиков у нас нет вообще. Все обзоры на местные культурные продукты заканчиваются простыми инфоповодами. А без критики невозможно развитие культуры. Если исключить ее из сферы государственного управления, сферы культуры в том числе, то получится то, что сейчас и происходит в Мурманской области. Получается, что работники культуры хвалят сами себя. А ведь критики, они мотивируют дискуссии, из-за этого повышается градус заинтересованности, и тогда рождается гражданское общество.
Сейчас я склоняюсь к созданию Союза критиков в Мурманской области - некого объединения профессионалов и учеников, с которыми будут работать значимые российские критики. Для этого нужно обучить или подтолкнуть людей к критическому мышлению. Для начала человек должен обладать определенным уровнем свободы - хотя бы свободно выражать свое мнение. Дальше ему нужно рассказать об основах развития культуры, познакомить с лучшим мировым опытом, а потом «вернуть» в Мурманск. И тогда критическое мышление «пойдет» само собой. Критиком не обязательно должен быть человек из сферы культуры, главное - болеть этим. После критики, если ты здравомыслящий человек, то учишься аргументировать свои действия и, если не находишь контраргументов, меняешься или становишься хорошим демагогом. Что тоже хорошо. Молодежь, наверняка будет резким критиком. Она будет создавать негативный фон, но зато больше других заставят меняться, двигаться, спорить.
- Что касается молодежи, вам придется снова «вариться» в этой сфере на новой должности?
- Молодежная политика - это то, чем я не хотел заниматься, но мне ее все равно дали. С одной стороны, понимаю руководство. Сейчас, наверное, нет подходящего для этого человека. А у меня есть немалый опыт. Но я считаю, что молодежной политикой должны заниматься люди до 35 лет. Сколько бы мы ни говорили, что мы молоды душой, но время меняется, и с возрастом мы уже не в полной мере разделяем проблемы молодежи.
«Культурные пенсионеры» всполошились
- Третья цель - это кадровые перестановки. Необходимость в них назрела уже давно. Есть такое понятие, как «культурный пенсионер». Это не возрастной статус, а внутреннее состояние человека. Один из английских социологов задавал вопрос: «У вас 15 лет опыта или 1 год опыта 15 лет подряд?». Это отлично иллюстрирует типичную для нас картину, когда молодой энтузиаст приходит работать в какой-нибудь ДК, эффективно работает год, а потом его съедает система. И все остальное время он работает по накатанной.
Здесь проявляется и проблема кружково-клубной работы. Это не плохо: там дети хорошо проводят время, кто-то даже находит профориентацию, но эта система может быть лучше. Огромный минус, что у нас полностью отсутствует проектный подход. Для чего он? Это ограничение по времени, а значит высокая работоспособность и эффективность, желание развиваться, объединяться в группы. Допустим, завершился проект спектакля - нужно придумать что-то новое, чтобы снова получить работу. Да, это жестко, но это залог развития, хоть и при отсутствии всякой стабильности.
- Будете менять систему только внутри профессионального культурного сообщества или «революция» коснется и простых горожан?
- По большей части, у нас к культуре относятся как к событийному явлению, отдыху от работы. Но это не так! В нашей жизни все пронизано культурой: от отношений в семье, до взаимодействия на межгосударственном уровне. Культура оценивает настоящее и направляет в будущее. Представьте, что конкурс граффити на фасадах домов не навязывают нам сверху. Жильцам предлагают самим проявить инициативность, собрать подписи, и тогда их дом украсит рисунок. Если найдутся инициативные жильцы и смогут воплотить это, то они задумаются и о других изменениях вокруг. А почему бы бойлер в доме не поменять или асфальт не попросить? Культура - это не просто «развлечение», она может поменять самих людей.
- Каких изменений в сфере культуры ждать в первую очередь?
- Если сейчас заручиться поддержкой губернатора и чиновников, то уже к концу года будет сформирован тот самый критический пул. Следом начнутся дискуссии, будет огромное количество встреч, конференций, лекториев. Будет, самое главное, запущен процесс диалога, обмена мыслей. А параллельно должна развиваться поддержка инициатив на уровне региона. И тогда...
...уже в следующем году будет взрыв культурных проектов! Механизм запустится.
Евгений Гоман родился в Мурманске в 1979 году. В 2001 году окончил факультет иностранных языков МГПУ. Преподаватель, консультант Комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области, радиоведущий, музыкант, сценарист, основатель музыкального проекта «The ХОР», основатель, режиссёр и постановщик «Арктического театра».
Фото: из личного архива Евгения Гомана
Сейчас читают также: Творческие коллективы ДК Кирова из Мурманска стали участниками Всероссийского конкурса