У осужденных в городе Прая республики Кабо-Верде мурманских моряков есть шанс. Такое мнение высказал эксперт рыбной и морской отраслей, руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна и колумнист Nord-News Валентин Балашов.
В конце февраля суд островного государства Кабо-Верде, что в Западной Африке, признал капитана и членов экипажа сухогруза Eser виновными в контрабанде наркотиков и приговорил их к 12 и 10 годам тюрьмы соответственно. Десять моряков - жители Мурманской области. За исключением капитана, моряки считают себя невиновными. Их возвращение в Россию возможно, но потребует значительного времени и немалых средств.
По мнению Валентина Балашова, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года отдельно выделяет уголовную юрисдикцию прибрежного государства по отношению к случаю пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами. Однако, учитывая то, что торговое мореплавание охватывает весь мир, сотни морских портов в различных странах, а на судах работают люди, являющиеся гражданами многих государств, уже давно сформировалось международное законодательство в данной сфере деятельности, в том числе и защищающее права моряков в различных производственных ситуациях. Кроме этого, в принятой в 1990 году резолюции Генеральной Ассамблеи ООН сказано, что государства должны подтвердить свою готовность соблюдать действующие международные договоры и свою приверженность принципам ООН, выраженным в ее Уставе и в других соответствующих международных документах.
Как заявила сторона обвинения мурманских моряков, экипаж намеренно перевозил кокаин, поскольку опытные моряки не могли подписывать контракты, «не зная, какой груз они перевозят».
- Это только утверждение, но не доказанный аргумент для обвинительного приговора. Характер груза известен только тем, кто отвечает за это. Например, судовой повар, моторист или палубный матрос работают по контракту и делают только то, что в нем записано, знать информацию об упакованном грузе - это не их работа. Более того, наемные члены экипажа, в принципе, не могут влиять на перевозчика и отправителя груза и решать, какие грузы перевозить на судне, а какие нет. Решение суда, на мой взгляд, надуманно. Сложно себе представить ситуацию, если бы, например, это был океанский круизный лайнер. По такой логике, сажать надо более тысячи членов экипажа, а может быть и всех пассажиров как соучастников. Именно для того, чтобы не возникало уголовного перегиба в различных юрисдикциях в части наказаний иностранных моряков, работающих по найму на судах под различными флагами, за несколько сотен лет в мире сложилось международное морское законодательство, которое устанавливает нормы для решения различных ситуаций, касающихся морских судов и моряков. Эти нормы должна уважать и использовать любая страна. В ином случае в качестве ответной меры государство, чьих моряков посадили в тюрьму на территории какого-то другого государства, может сделать что-то подобное по отношению к аналогичному количеству граждан данной страны, - подчеркнул Валентин Балашов.
Кроме того, существуют давно принятые большинством государств мира основы уголовного наказания: статья 11 Всеобщей декларации прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах.
Как подытожил Валентин Балашов, если обжалование приговора не принесет хороший результат, то необходимо будет найти опытных адвокатов и обратиться в международные органы.
Ранее сообщалось, что от продолжительной болезни в Кабо-Верде скончался один из мурманских моряков. Мужчину похоронили в Вологде.
Напомним, в конце января 2019 года судно под иностранным флагом, следовавшее из Панамы в Марокко, было арестовано в порту города Праи. При внеплановом досмотре парохода была обнаружена большая партия наркотических веществ. Вся команда задержана. Под арестом двенадцать моряков, некоторые из них - мурманчане.
Вопрос освобождения моряков в настоящее время решается на уровне парламентов двух стран.
Сейчас читают также: Посетитель ресторана в Мурманске накинулся на подростков