С приходом пандемии коронавируса человечество наконец-то окончательно осознало значимость врачей, фельдшеров, медсестер и санитаров. Именно медицинские работники - главные герои, которые уже на протяжении практически года борются с невидимым, но опасным врагом.
Мурманский арктический государственный университет не остался в стороне. Шестеро студентов направления «Лечебное дело» совмещают учебу и лечение пациентов, заразившихся коронавирусной инфекцией.
О работе с COVID-положительными больными, выборе профессии и многом другом рассказали студенты первого курса Евгений Акатов и Фархад Бабаханов рассказали в интервью пресс-службы МАГУ.
- Как вы пришли в медицину? Почему сделали именно такой выбор?
Евгений Акатов: Когда мне было 10 лет, я посмотрел американский сериал «Скорая помощь» по «НТВ». Меня он очень впечатлил! Тогда, в 1995 году, я и решил, что точно стану медиком.
Фархад Бабаханов: Если честно, изначально хотел поступать на стоматолога, но обстоятельства сложились иначе. Тогда родители предложили мне учиться в медицинском колледже в Апатитах, я согласился.
- Где вы работаете?
Е: В 2005 году работал в приемном отделении Мурманской областной клинической больницы. С 2010 по 2011 - фельдшером выездной бригады в Санкт-Петербурге. С декабря 2018 года работаю в Мурманской областной поликлинике №1.
Ф: В 2016 году устроился в Мурманскую городскую поликлинику №2 фельдшером амбулаторного приема, спустя какое-то время перевелся в «неотложку». С июля 2020 года работаю в составе выездной бригады по работе с COVID-положительными пациентами в должности фельдшера, подразделение Мурманской городской поликлиники №1.
- Расскажите запоминающиеся ситуации в своей медицинской практике. Что вас развеселило, тронуло, просто запомнилось?
Е: Как таковых веселых историй очень мало. Разве что, когда удается кому-то помочь, наступает удовлетворение. Мы, конечно, шутим, профессиональный юмор позволяет не перегореть. С февраля я работаю в отделении первичной специализированной медико-санитарной помощи №5. Наше отделение занимается оказанием помощи на дому и паллиативным (прим. - неизлечимо-больным), а также маломобильным пациентам. Главная задача - облегчить жизнь человека на ее завершающем этапе.
Ф: Запомнился мой первый вызов с подозрением на коронавирус. Февраль, 21:00, приехали в гостиницу «Арктика»: в группе туристов из Китая у 20 человек из 30 - высокая температура. Тогда было в новинку впервые надевать «противочумный» костюм, очки, респиратор. Новый опыт получил и в плане общения с пациентами, с помощью администратора отеля и гида, знающих язык. При осмотре туристы старались хитрить, чтобы не попасть в больницу: на следующий день запланирован вылет домой. Но все тесты оказались отрицательными.
- Когда только началась пандемия коронавируса и вы столкнулись с лечением зараженных, было страшно?
Е: Это специфика работы. Когда постоянно сталкиваешься с какой-то опасностью, эта грань стирается, может быть даже начинаешь недооценивать всю серьезность. Да, инфекция передается воздушно-капельным путем. Но если нарушить механизм передачи, надеть маску на себя и пациента, риск заражения снизится до 25%.
Ф: Нет, не было страшно. Скорее, непонятно - из каждого утюга начали говорить про новый неизвестный вирус, для которого не разработаны лечение и вакцина.
- Что предпринимаете, чтобы не заболеть или не стать переносчиком?
Е: Мы очень серьезно относимся к средствам защиты эпидемиологического режима. Перед работой с пациентами надеваем два костюма. Один из них хирургический (штаны и футболка), второй - комбинезон из плотного материала. Бахилы и две пары перчаток плотно крепятся к костюму скотчем, на лице - очки, на голове - капюшон. Чтобы полностью одеться, требуется примерно 20 минут. Перед каждым приходом на работу мы проходим термометрию, раз в неделю сдаем мазки на наличие инфекции.
Ф: Помимо этого, мы даже работаем, не как обычно. В Москве создали новую систему осмотра пациентов с подозрением на коронавирус «Шкала-ньюс». Ее основной принцип - не касаться пациента. Например, вместо стандартной аускультации (прим. - выслушивание легких и сердца) мы надеваем человеку на палец пульсоксиметр, это более информативно. Датчик с помощью инфракрасного луча определяет процентное соотношение содержания кислорода в крови. При опросе происходит, так сказать, собирательная база. Каждый симптом - один балл, если у пациента набирается более четырех баллов, отправляем на стационарное лечение.
- Расскажите о своем функционале при работе с COVID-положительными пациентами.
Е: Роспотребнадзор отправляет нам первичный список выявленных пациентов. Сначала мы обзваниваем всех пациентов, потому что объем колоссальный, нет возможности сразу приехать к каждому. Прибыв на дом, собираем анамнез: когда заболел, симптомы, наличие хронических заболеваний и аллергий. Затем проводим полный осмотр и принимаем решение: лечим человека на дому, оставляя препараты, либо госпитализируем в стационар.
Ф: На пятый и десятый день тоже обзваниваем пациентов, которых лечим на дому, по списку, чтобы отследить динамику заболевания. Если есть ухудшения или нет улучшений, приезжаем на дом повторно, чтобы сделать корректировку лечения или госпитализировать, если болезнь приобрела затяжной характер. Назначаем мазки и уведомляем о результатах. Бывает, когда не хватает медсестер, выезжаем и берем их сами. Соотношение пациентов, которых мы лечим на дому и в больнице, - примерно 95% на 5%, соответственно. Вызовов за смену на одного медика - примерно 15-20. Два человека из бригады работают на вызовах, третий в это время - с бумагами и мазками.
- Почему решили поступать в МАГУ на специальность «Лечебное дело»? Ведь вы - люди, которые уже давно зарекомендовали себя в медицинской практике.
Е: Мой функционал, как фельдшера, ограничен. Считаю, что могу большее, но без выполнения квалификационных требований это невозможно. Если бы возможность поступать в Мурманске так и не появилась, я бы не пошел учиться. Слышал много плохих отзывов: «В МАГУ нет базы». Но стоит учитывать, что направление открылось всего год назад. Понимал, что в начале будет сложно всем, нигде не было базы на начальном этапе: ни в Петрозаводске, ни в Архангельске, ни в Санкт-Петербурге, ни в Москве. Делать какие-либо выводы можно будет только когда университет выпустит первых специалистов. Есть преподаватели, учебники, доступ к информации, клинические базы.
Ф: Фельдшер не может двигаться дальше по карьерной лестнице, максимум старший фельдшер, но что от этого изменится? Ни для кого не секрет, что каждый человек стремится больше зарабатывать в перспективе. Ну и основная причина - получение важных медицинских знаний, которых может не доставать для полноценной работы.
- Как удается совмещать такую ответственную работы и сложное обучение, где филонить - противопоказано?
Е: Тяжело, но возможно, главное, правильно расставить акценты. Конечно, намного меньше времени можно уделить обыденной жизни. Пошли учиться вместе с супругой, Екатериной Эрш (прим. - студентка 1 курса МАГУ, работает с COVID-положительными пациентами). Понимали, что не будет легко, но это сознательный выбор. Работодатель пошел на встречу, сделал плавающий график, что бы мы могли учиться и работать.
Ф: Человек ко всему привыкает в течение месяца, для нашей группы он уже прошел. Когда мой работодатель узнал, что я поступил в МАГУ, похвалил. В начале первого курса у нас всего несколько профессиональных дисциплин, конечно, в дальнейшем будет сложнее. Даже при дистанционном обучении (прим. - часть занятий у студентов ведут педагоги из медицинского университета в Архангельске) преподаватели умудряются проводить интересные лекции.
Сейчас также читают: При устройстве на работу умер 58-летний мурманчанин