Недавно в столице нашей Родины был проведен «референдум». Инициативная группа высказала пожелание вернуть на Лубянскую площадь памятник Феликсу Дзержинскому. Инициатива была воспринята неоднозначно, вот и решил мэр Москвы Сергей Собянин спросить у москвичей памятник кому они хотят видеть на площади. Претендентов было два - главный чекист Феликс Дзержинский и князь Александр Невский. Голосование раскололо москвичей на две почти равные части. В результате Сергей Собянин принял соломоново решение - памятника на Лубянской площади не будет. Ни чекисту, ни князю. Во всяком случае, пока.
У нас, в Мурманской области приключилась своя история. Ну, референдум не референдум, а вот в опросе нас пригласили поучаствовать. Пригласили жителей региона, но опрос получился всероссийским (участвовали Беломорск, Вологда, Гатчина, Калининград, Махачкала, Петрозаводск, Псков, Санкт-Петербург, Светлогорск), и даже международным, если учесть голос, присланный из Израиля. Мы участвовали (я, например, участвовал) в опросе по «формам увековечения памяти нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, почётного гражданина Мурманской области и города-героя Мурманска, краеведа, организатора поискового движения в регионе Льва Васильевича Журина».
Сначала о результатах, которые были опубликованы вчера, а потом о мыслях, которые у меня возникли в связи с проведением опроса. Опрос проводился с 24 февраля по 10 марта. В нем приняло участие 1585 человек. Если кому интересно, то 1243 женщины и всего 319 мужчин. 23 человека пол не указали. 1048 человек оказались старше 36 лет. Остальные моложе, но их мало. И это печально. Вот итоги: 849 человек высказались за установку мемориальной доски на доме, где жил Лев Васильевич. 337 проголосовали за установку бюста в Долине Славы. 281 человек проголосовал за установку там же памятника Льву Васильевичу. 191 человек предложил установить памятник, а 184 бюст в Мурманске. Соответственно, 82 и 59 человек высказались за установку бюста и памятника на могиле Льва Васильевича на городском кладбище. Это сухие цифры. Перехожу к хронологии событий и к эмоциям.
Второго октября прошлого года в Мурманске открыли памятник воинам Полярной дивизии. На открытии памятника губернатор области Андрей Чибис разговаривал с вдовой Льва Васильевича Журина Ниной Николаевной и предложил увековечить память ее мужа, установив ему памятник в Долине Славы. Нине Николаевне эта идея Андрея Владимировича очень понравилась. Ей очень понравился и макет памятника, который изготовил мурманский скульптор Александр Арсентьев.
Андрей Чибис и Нина Журова, фото: gov-murman.ru
Но 22 декабря (честно говоря, не знаю, в каком формате он проходил в условиях пандемии) состоялся слет поисковиков, который поддержал предложение координатора поискового движения в Мурманской области Константина Добровольского не устанавливать памятник Льву Васильевичу в Долине Славы, а ограничиться мемориальной доской на доме, в котором жил ветеран.
После этого наступила неловкая несколько затянувшаяся новогодняя пауза, и 24 февраля нас пригласили поучаствовать в опросе, который проводил Центр поддержки молодежных и добровольческих инициатив и в его группе «Патриот Мурмана» в социальной сети «ВКонтакте». Кстати, патриотов на Мурмане набралось всего 526 человек. Негусто, прямо скажу. Но сейчас не об этом. Итоги опроса вы уже знаете.
На мой взгляд, организаторами опроса были допущены серьезнейшие ошибки. Как технические, так и нравственные. Как вы видите из результатов, большинство высказалось за мемориальную доску на доме, где жил Лев Васильевич Журин. Но все дело в том, что Лев Васильевич был Почетным Гражданином Мурманской области, и мемориальная доска на доме, где он жил, должна быть установлена по закону! То есть, даже если бы все принимавшие участие в опросе за ее установку не проголосовали, она все равно должна появиться! Тогда какой смысл был включать ее в опросный лист?
Вторая ошибка нравственная. Поверьте мне, далеко не каждый вопрос надо выносить на всеобщее голосование. Далеко не всегда надо быть демократичным, или играть в демократию. На мой взгляд, это как раз такой случай. В первую очередь, это дело родных и близких Льва Васильевича. Плюс еще добрая воля губернатора области Андрея Чибиса. И всё! Кстати, если отбросить неуместный вопрос о мемориальной доске, то победили бюст и памятник Льву Васильевичу Журину в Долине Славы.
Я не знаком лично с губернатором области. Но кое-какие справки навел. Мне рассказали, что улыбчивый и демократичный Андрей Владимирович может быть очень жестким. Вот здесь бы ему это жесткость и проявить. Вплоть до того, что сказать: «Я дал слово Нине Николаевне Журиной, а слово я привык держать!».
Лично я голосовал за установку памятника Льву Васильевичу в Долине Славы. А в заключение хочу сказать, что память должна нас объединять, а не раскалывать на различные группировки, которые вдруг начинают выяснять, кто из них больший, а кто меньший патриот. Как сказал выдающийся авиаконструктор Андрей Туполев: «Я хоть и беспартийный, а Родину тоже люблю».
Заглавная фотография Татьяны Кудряшовой