Изменчивая налоговая константа
Не так давно Лента.ру выпустила материал с прекрасным по своей сути заголовком «Россияне остались довольны повышением налогов». Собственно, сам текст статьи свидетельствует не о мазохистских наклонностях населения нашей страны, а лишь о том, что по данным опроса, проведенного ВЦИОМ, 52% россиян оценили существующую налоговую нагрузку как достаточную. Это при том, что назвать ставку НДФЛ смогли лишь 65%.
В это же время Минфин на своем сайте опубликовал новость о том, что налоговая нагрузка на граждан в России одна из самых низких в мире и остается неизменной долгие годы. Все это прекрасно, если не брать в расчет огромное количество косвенных налогов и их рост. Будь то НДС, транспортный налог, налог на имущество, растущие акцизы, которые в конечном счете приводят к росту той самой «неизменной» налоговой нагрузки.
К слову, стоит напомнить, что в 2021 вступили в силу изменения в части НДФЛ для доходов, превышающих 5 млн. рублей в год, а в остальном да, стабильность.
Вообще, «оптимизация» налоговой политики становится трендом. Так еще одним тревожным звоночком стало фактическое анонсирование прекращения договора об избежании двойного налогообложении с Нидерландами. В случае принятия этого законопроекта налог на дивиденды, выводимые из России в Нидерланды вырастет до 15%. Сейчас этот налог составляет до 5%. Напомню, что именно в Нидерландах зарегистрированы Яндекс, X5 Retail Group (Пятерочка, Перекресток), Газпром Интернешнл и Связной.
С одной стороны, государство таким образом говорит крупному бизнесу, что деньги должны оставаться в той стране где они зарабатываются, но делается это через пресловутое завинчивание гаек. Приведет ли это к повышенным поступлениям в казну или же большинство компаний просто сменит место обитания, скоро узнаем.
Два мира
Как это обычно и происходит в кризисные периоды, проседает практически всё и сильно. Но, традиционное исключение тоже есть и это «тяжелый» люкс. Об этом говорит и публикация годовой отчетности некоторых компаний отрасли.
Так, за минувший год ООО «Кристиан Диор Кутюр Столешников», дочерняя компания Christian Dior Couture входящая в конгломерат LVMH, увеличила свой оборот на 49%. И это второй год подряд, когда Диор показывает рекорд продаж в России.
Прекрасные показатели также продемонстрировал и АО «Торговый дом ЦУМ», входящий в группу Mercury с ростом чистой прибыли в 72%.
В число рекордсменов 2020 года вошел и Роллс-Ройс, который стал, кажется, единственной маркой люксовых авто, которой удалось увеличить продажи.
Но, что еще более удивительно, «Эффект Матфея», говорящий о том, что бедные беднеют, а богатые богатеют, в этом году тоже дал сбой. Росстат отчитался, что в 4 квартале 2020 года бедных в России больше не стало, и даже вырос среднедушевой доход населения. В сравнении же с 3 кварталом 2020 года число малоимущих сократилось на 5,3 млн человек. Кажется, стоит радоваться, но проблема в том, что основным драйвером роста стали социальные выплаты, которые, как мы понимаем, не вечны. От этого только интересней, какие статистические показатели ждут нас в 1 квартале 2021 года.
Максим Горнаев, сопредседатель Мурманского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Фотография Татьяны Кудряшовой