На площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) 26 сентября состоялось заседание дискуссионного клуба на тему «Поворот на Восток - проблемы, перспективы, возможные сценарии».
Модератором мероприятия выступил координатор экспертного совета ПОРА, доцент РАНХиГС Александр Воротников. По его мнению, у стран Азии и БРИКС есть общие интересы, на которых и должен быть сфокусирован «поворот на Восток».
- Очень важно продовольственное обеспечение, решение проблем с питьевой водой, ответственное земледелие, борьба с вырубкой лесов, зелёная энергетика, чистый воздух. И самое главное, есть общие социальные проблемы, связанные с борьбой с бедностью. Все эти вопросы соответствуют и целям ООН по устойчивому развитию,- перечислил Александр Воротников.
Эксперты отмечают, что «поворот на Восток» в Арктике связан в первую очередь с импортом и экспортом товаров по Севморпути между Россией и странами АТР.
- Западные санкции коснулись очень многих вопросов, связанных с технологиями, которые необходимы для освоения той же нефти, для вопросов судостроения, поставки комплектующих, деталей и так далее. Поэтому, как мне кажется, Китай может занять место технологического партнера в этой сфере. Отчасти Индия также может это сделать. Китай, Индия заинтересованы как в развитии СМП, так и в различных проектах, связанных с углеводородами», - отметила Ирина Стрельникова, доцент НИУ ВШЭ.
Профессор Московского государственного института культуры Юлия Харламова, подчеркнула, что «Северный морской путь - это, безусловно, даже не козырь, а джокер России».
- Но мы должны помнить о том, что его развитие должно быть связано, прежде всего, с интересами России, а уж потом с интересами наших партнёров, - пояснила она.
Сразу несколько экспертов отметили систематичность усилий Китая по вхождению в арктические проекты.
- В университеты, более или менее близко расположенные к Арктике, и в организации, которые занимаются арктическими исследованиями, Китай заходит очень давно с предложениями крупных проектов, связанных даже не только с Северным морским путем, но и с реками, которые являются международными, - констатировала профессор ТюмГУ Елена Гладун.
Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин замечает, что, несмотря на всю проведенную работу по формированию логистических коридоров, имеющаяся транспортная инфраструктура все же «не резиновая» и требует дальнейшего развития.
- Если анализировать существующие программы и проекты развития, то в перспективе до 2040 года, если будут реализованы все мероприятия по развитию транспортных коридоров, наша пропускная способность в регионы АТР должна составить более полумиллиарда тонн в год,
что превысит объёмы 2022 года в 2 раза. А также потребуется развитие внутренней инфраструктуры, включая склады, распределительные центры и так далее. Значит, нужно развивать также пути общего пользования, грузовые площадки пунктов консолидации, сортировки, - сказал эксперт.
Для строительства любой инфраструктуры критически важно также развитие энергетики, такой, как поселковые АЭС малой мощности, заявил заместитель ректора СВФУ (Якутск) по аналитической и экспертной деятельности Александр Кугаевский. Однако самое важное, по его словам, - определиться, что именно мы понимаем под поворотом на Восток: какие именно регионы будут в нем задействованы, идёт ли речь только о выстраивании логистических коридоров с восточными соседями или о комплексном развитии регионов за Уралом.
Фото: Марина Немонова
Сейчас также читают: До +12° ожидается в Мурманской области