В Арктике стало на один опасный объект меньше. «Росатом» завершил в Мурманской области проект по утилизации самого радиоактивного судна - плавтехбазы «Лепсе». Док-понтон «Итарус» доставил носовую блок-упаковку утилизированной плавтехбазы в пункт долговременного хранения реакторных отсеков в Сайда-Губе. Как будут храниться опасные отходы в Кольском Заполярье - смотрите в фоторепортаже Nord-News.
Сегодня завершилась более чем десятилетняя история по утилизации плавучей технической базы «Лепсе». Много лет она обеспечивала работу первых атомных ледоколов. Ее хранилище отработавшего ядерного топлива представляло значительный экологический риск для региона.
На свое место в хранилище реакторных отсеков, расположенном в Сайда-Губе, встала последняя – носовая – блок-упаковка с дезактивированными фрагментами судна.
– Ориентировочно 70 лет находятся в пунктах хранения блок-упаковки либо корпуса реакторов, которые были раньше установлены на ледоколах или подводных лодках. С тем, чтобы уменьшился радиационный фон до тех значений, когда с ним можно дальше работать, – пояснил журналистам заместителем гендиректора Госкорпорации «Росатом» по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов.
Дальше их нужно будет разбирать, резать и утилизировать. В конце концов этот металл тоже будет переработан, а радиоактивные опасные вещества будут извлечены и храниться в отдельном месте. Это будет занимать гораздо меньше пространства по сравнению с тем, что мы видим сейчас, уточнил Никипелов.
Основным источником радиоактивной опасности «Лепсе» являлось ее хранилище отработавшего ядерного топлива. Работа по выгрузке и вывозу опасного топлива с плавбазы за пределы региона - 639 топливных сборок. Часть из них была повреждена (их нельзя было изъять с судна обычными способами), потребовала от специалистов атомной отрасли особых технических решений.
Для выгрузки отработавшего ядерного топлива «Лепсе» поместили в специально спроектированный и построенный наземный участок-укрытие. Это позволило исключить влияние погоды - волнение моря и атмосферные осадки.
Была придумана технология выгрузки топлива вместе с оболочкой ячеек хранения, чтобы не дать тепловыделяющим сборкам разрушиться в процессе выгрузки. Для этого потребовалось сконструировать и изготовить специальный инструмент и оснастку. Работы выполнялись с помощью робототехнического, дистанционно управляемого комплекса.
В реализации проекта принимали участие различные организации атомной отрасли и предприятия Северо-Запада. Сейчас фрагменты судна уже не представляют опасности, на них устанавливается снаружи дополнительная биологическая защита, которая обеспечит безопасность при долговременном хранении.
Фото: Марина Немонова / Nord-News\
Сейчас также читают: Один человек разбился, двое получили травмы на строительстве моста под Мурманске