Неоднозначный спектакль малой сцены представил Мурманский драматический театр в этом сезоне. «Пес идёт домой» позиционируется как добрый и светлый, проходит с аншлагами, в том числе из-за организованных походов школьников, но оставляет странное послевкусие.
Презентуя спектакль, художественный руководитель театра Николай Гадомский говорил, что это произведение для всех: и для детей, и для взрослых. Но с ним сложно согласиться.
Детский спектакль?
Проект включен в президентскую программу «Пушкинская карта» и отмечен возрастной маркировкой 12+. Однако поднимаемые на сцене темы достаточно откровенны.
Герой пьесы пёс Джек попал в приют, потому что его хозяина арестовала полиция, пока тот вместе с собакой искал «закладки» наркотиков в лесу. Пёс рассказывает, как человеку становилось всё хуже, видимо, от того, что он сам принимал запрещенные вещества.
И это не полунамёки. Если кто-то из аудитории не понял ситуацию по рассказам Джека, другой герой – бывший полицейский пёс Молчун – расскажет все подробнее. Он объясняет, что хозяин Джека в тюрьме за то, что искал закладки и уточняет, как пахнут наркотики.
Джека из приюта забирает знакомая наркомана-хозяина. Успокаивает, что у него «пока проблемы» и обещает, что всё наладится.
В спектакле для взрослых такая социальная линия, наверное, возможна. Зритель осознает, что хозяин встанет на правильный путь, а преданная подруга и пёс помогут ему в этом. Но какие выводы из истории с «закладками» и «всё наладится» может сделать 12-летний подросток? И надо ли ему вообще раскрывать такие подробности жизни со сцены?
Проект для взрослых?
В зале на постановке существенно больше детей – благоволит и «Пушкинская карта», и фотографии в рекламе. Костюмы героев как ростовые куклы. Это действительно лохматые собаки, которые передвигаются на четвереньках, часто пятой точкой к зрителям, и постоянно чешутся из-за надоедливых блох.
На постановку о сложных социальных перипетиях общества эта непохожа антуражем. Взрослой аудитории достаточно сильные посылы о любви и одиночестве, которых в пьесе много, можно было бы передать, чуть более очеловечив героев. А пока вышло местами неудачное смешение сложных тем и гротескных персонажей.
Сценарный дебют
Автор пьесы о собаках и наркотиках – молодой мурманский актёр Александр Покатнев. В интервью журналистам он рассказывал, что произведение - всего второй его подобный опыт. Вдохновение пришло к Александру после того, как он наткнулся на пост о собачьем приюте в соцсети. Решил, что может помочь животным, рассказав их правдивые истории.
Насколько пьеса поможет собакам – непонятно, но в опыт Александру Покатнёву она точно в плюс. Если бы театр добавил в рабочую группу опытного сценариста, то её можно было бы поставить даже без спорных недосказанностей. А пока в постановке есть незавершенные сценарные линии, например, визит чиновника, о котором как-то сразу забывают, хотя он кульминационно меняет всю линию сюжета. Есть и другие моменты, для раскрытия которых не помешал бы сценарист.
Зрители отмечают, что спектакль вызывает слёзы. Это действительно так. На сцене разворачиваются трогательные истории любви и предательства. Недокрученная линия бюрократического беспредела тоже не может оставить равнодушным. А в конце происходит чудо и глаза предательски начинает щипать.
Смотреть спектакль однозначно стоит, и стоит смотреть с подростками. Но точно не отправлять их в «массовом заплыве». Это, скорее, история, которую после просмотра ребенку лучше подробно обсудить с родителями, взвесив за и против, проговорив плохое и порадовавшись хорошему, которому всегда есть место в жизни.
Фото: vk.com/murmandrama
Сейчас также читают: Реставрация трёх картин Андрея Яковлева обошлась мурманскому музею в 600 тыс.