По данным Всероссийского Центра изучения общественного мнения, девяносто три процента опрошенных россиян не рассматривают для себя возможность переезда за границу на постоянное место жительства. И только пять процентов россиян хотели бы уехать за границу на ПМЖ.
Давайте примем эту гигантскую цифирь, которую приводит уважаемая организация, как данность, и попробуем порассуждать, о чем это нам говорит. Мыслей в голове по этому поводу предостаточно, хотя есть твердая уверенность, что в конечном итоге все будет так, как в старой пародии программы «Веселые ребята» на «Кинопанораму», которую вел Эльдар Рязанов: «О чем этот фильм? А ни о чем!».
Можно вспомнить и Михаила Жванецкого, который говорил о том, что мы получили возможность проверить действительно ли там хорошо, где нас нет: «Проверили. Действительно, хорошо. И хорошо, что нас там нет, иначе было бы хуже. Где мы есть - там плохо. Нам плохо всюду. Это уже характер». Тогда, наверное, Михал Михалыч и изобрел популярное выражение «Здесь хорошо там, где нас нет».
Все это, конечно, шутки. А если серьезно? Давайте оставим за скобками специальную военную операцию, которая, безусловно, вызвала всплеск патриотизма в России. Вам не приходила в голову мысль, что все, кто хотел, а главное мог, уже уехали и с разной степенью благополучия и неблагополучия проживают в самых разных странах мира? Давно уже понял, что лучше всего рассказывать о себе. Так получится нагляднее.
Я не помню, чтобы у меня хотя бы раз всерьез возникла мысль о перемене места жительства. Не то, чтобы эмигрировать, речь не шла даже о переезде в другой регион нашей необъятной Родины. Более того, я после окончания школы не уехал учиться в другой город, а закончил наш Мурманский государственный педагогический институт. Воистину, где родился, там и пригодился. Родился, учился, женился, рожал детей, живу и работаю в Мурманске. Конечно, для кого-то это край России, а по мне так Россия отсюда и начинается. Хотя примеры отъезда за границу на ПМЖ были у меня перед глазами всю жизнь. Начну рассказ со своих знакомых, товарищей, приятелей, друзей, а потом перейду к родным и близким. И мне есть о чем и о ком рассказать.
Как минимум двое моих институтских однокурсников эмигрировали за границу. Местом постоянного проживания оба выбрали Соединенные Штаты Америки. Правда, для этого однокурснику пришлось жениться на еврейке и отбыть в США по приглашению еврейской диаспоры. А вот однокурснице пришлось выйти замуж за американца, который был старше нее почти на тридцать лет. Хотя, если решил покинуть свою страну навсегда, то и не на такие жертвы пойдешь. И если жена поехала за американским мужем туда, где он жил и до женитьбы на русской – в город Финикс, штат Аризона, то однокурснику пришлось по прибытии в штаты отправляться туда, куда его отправили представители еврейской диаспоры. Так он оказался в городе Янгстаун, штат Огайо.
Они эмигрировали давно, больше тридцати лет назад. Саша успел за это время развестись, жениться на американке, родить сына, получить американское высшее образование, много работать и умереть во время эпидемии коронавируса. И все это в разных городах, но в одном штате – Огайо. Нине, вроде бы, было легче, поскольку пожилой муж был весьма обеспеченным человеком, но, когда она овдовела, ей пришлось пойти работать, учить эмигрантских детей английскому языку.
Это всего две истории, а рассказать я могу их очень много. О тех, кто эмигрировал давно, о тех, кто эмигрировал недавно, о тех, кто и сейчас живет на два дома. У меня есть друзья, эмиграция которых растянулась на много лет. Сначала уехал глава семейства, через несколько лет к нему присоединился сын, еще через несколько лет эмигрировала жена, а потом еще и дочь. Сегодня друзья уже давно дедушка и бабушка. Сын женился (на русской!!!), дочь вышла замуж, нарожали детей. Жизнь продолжается.
Перехожу к своей семье. У меня много родственников, которые живут в разных странах мира. Моя двоюродная сестра живет в Германии. Одна племянница с семьей живет в Испании, другая в Норвегии. Мои дети от первого брака – дочь и сын – уже много лет живут во Франции. Там же жила их мать, моя первая жена. Она, к сожалению, ушла из жизни уже почти три года назад. Во Франции родились мои внуки.
Вот такая история получилась у меня. А я самый обычный человек. Не лауреат, не депутат, «не академик, не герой, не мореплаватель, не плотник». Среднестатистический россиянин шестидесяти шести годов от роду. Уверен, что примерно такую же историю, может рассказать любой из нас. И теперь, если хотите, подсчитайте, какой процент моей семьи живет за границей. Самому мне этим заниматься не хочется, есть дела и поважнее. А вы говорите статистика.
Сейчас также читают: По делу о покушении на главу Мурманской области назначена психиатрическая экспертиза