Рост себестоимости добычи угля бьет по маржинальности, то есть прибыльности, экспорта, сообщает «Коммерсантъ». При поставках через порты Дальнего Востока она практически обнулилась, а через Северо-Запад ушла в глубокий минус. Максимум, который могут заработать угольщики, — 2 доллара на тонну. По данным агентства Argus, теперь при росте средней себестоимости добычи угля до 30 долларов нетбэк при экспорте через Дальний Восток составляет 30 долларов, то есть показывает нулевую маржинальность, а при поставках через Северо-Запад (13 долларов) — глубоко отрицательную.
По словам трейдеров, средняя норма прибыли экспорта в этом году снизилась на 50–60% на фоне снижения мировых цен на уголь и волатильности рынка, а также сбоев при оплате российских поставок.
Маржа экспортеров угля в зависимости от пункта его назначения, тоннажа и качества снизилась до $0,25–2 против $1–4 за тонну в 2023 году. Министр энергетики РФ Сергей Цивилев в сентябрьском интервью ТАСС говорил, что «прибыль угольной отрасли до налогов за первое полугодие упала на 97%, а по итогам года может снизиться практически в 15–17 раз».
Российские угольные трейдеры сталкиваются с трудностями при получении прибыли от спотовых продаж, поскольку добывающие компании РФ неохотно снижают цены вслед за мировыми индексами из-за высоких производственных и транспортных расходов, добавляет Argus. Только железнодорожная транспортная составляющая в цене экспорта во втором квартале вышла за 50%
В первой половине года самой прибыльной для российских продавцов была торговля из дальневосточных портов в Южную Корею, Тайвань и Индонезию.
На западном направлении привлекательным рынком остается только Турция: трейдер мог заработать до $1 с тонны при продаже угля судами класса Panamax из Усть-Луги в эту страну. Торговля с Китаем осложнена импортной пошлиной на российский уголь и сбоями в платежах.
Производственная себестоимость добычи угля в России за последние 10 лет увеличилась более чем вдвое, оценивает руководитель направления консалтинга NEFT Research Александр Котов. По данным ЦДУ ТЭК, в настоящее время средний показатель по отрасли — около 2750 руб. на тонну. Рост себестоимости связан с санкционными ограничениями, изменением привычных логистических цепочек импорта оборудования, техники и запчастей для российской угольной промышленности, отсутствием собственного их производства внутри страны.
На этом фоне на треть сократились отгрузки в адрес Мурманского морского торгового порта в августе этого года. Согласно плановым показателям, ежедневно порт должен обрабатывать в среднем 686 вагонов, а по факту поступил лишь 461 вагон. В 2023 году этот среднесуточный показатель составлял 576 единиц подвижного состава.
Антирекорд текущего периода был установлен 9 августа, когда в ММТП пришло всего 220 вагонов. Эти цифры отражают динамику всей номенклатуры грузов ММТП: угля, кокса, железорудного концентрата. Падение поставок угля еще более заметное: в августе 2023 года, в среднем, ежесуточно поступал 521 вагон, а в августе 2024-го — 362.
— Сокращение грузооборота — тревожная тенденция для организации технологического процесса и работы всего предприятия. При этом уменьшение объемов поставки традиционных грузов не компенсируется новыми. Новых грузов в настоящий момент в порту не появилось, — пояснил старший диспетчер по обработке вагонов Виталий Пушин.
Фото: ММТП
Сейчас также читают: ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Рыбаки и право на рыболовство