Музею мурманских железнодорожников передали в дар новый экспонат — кирпич с клеймом «М.Ж.Д.», выпущенный в 1923 году. Такие кирпичи изготавливались для нужд Мурманской железной дороги.
Мурманская железная дорога, построенная в условиях мировой войны и пережившая период иностранной интервенции, к 1922 году представляла собой недостроенную на 70% «времянку».
— 1923 год стал для Мурманской железной дороги и всего Карело-Мурманского края знаковым. 25 мая 1923 года Совет труда и обороны утвердил Положение о колонизации Карело-Мурманского края, превратившее хозяйство Мурманской железной дороги в чрезвычайно интересный по новизне задач и объему работ транспортно-промышленно-колонизационный комбинат, — пишет паблик «Музей Мурманских-Железнодорожников».
Отмечается, что в связи с этим появилась потребность в кирпиче, который использовали как для нужд строительства железной дороги, так и для переселенческих построек.
В то время кирпич доставлялся из Ленинграда и его окрестностей, что делало его баснословно дорогим и крайне невыгодным для использования в больших объемах.
— До производства соответствующих почвенных изысканий преобладало мнение, что залежи глины в крае незначительны и поэтому немыслима серьезная постановка вопроса о широком производстве кирпича. Позднее, даже поверхностные работы в этом направлении показали, что значительные залежи глины имеются в районе Шонгуя и Олимпий-Парандово (Карелия), — отмечается в сообщении.
В 1925 году Колонизационным отделом Мурманской железной дороги в этих районах были устроены два кирпичных завода, один — в центральной части дороги между станциями Олимпий и Парандово, другой на севере — на станции Шонгуй.
— Уже в сезон 1925 года на этих заводах было выработано 896 300 штук кирпича, из которых 85 600 штук пошло на печи самих заводов, 309 700 штук распределено между районами заселения для снабжения переселенцев и 501 100 штук передано для надобностей железной дороги, — рассказали в сообществе музея.
Фото: https://vk.com/id421385667
Сейчас также читают: Мурманчане просят застеклить «летнюю» остановку на Маклакова