Баня для покойников — зачем русские «парили» умерших: обряды и традиции

Баня в древней Руси служила не только для мытья, но и была священным пространством для ритуалов, связанных с жизнью и смертью.

Баня в древней Руси всегда занимала особое место, служа не просто местом для мытья, но и священным пространством, где пересекались все четыре стихии: земля, вода, воздух и огонь. Она была важной частью крестьянского быта, в стенах которой проходили различные ритуалы, связанные с важнейшими событиями в жизни человека. Здесь проводили родильные, свадебные и похоронные обряды, а также занимались лечением и очищением духа.

Похоронная баня

По мнению этнографа Аничкова, у славян и финно-угорских племён баня служила своего рода родовым храмом. До принятия христианства в ней почитали духов усопших и поклонялись богам. Баня рассматривалась как граница между миром живых и миром мёртвых, которую покойники пересекали после ритуального омовения.

Карелы, а также жители Минской и Новгородской губерний, подготавливались к похоронам, растапливая специальную похоронную баню. В ходе ритуала они с помощью плача зазывали душу усопшего, которая могла прийти не одна, а с духами всех умерших. Исследования Васильева показывают, что единственными, для кого не готовили похоронную баню, были младенцы.

Согласно свидетельствам этнографа Гальковского, после выполнения обрядового причитания, живые распахивали двери бани, пропуская вперед духов. Для них оставляли специальное место с неиспользованным веником и кусочком мыла. После этого родственники начинали принимать водные процедуры, разбрызгивая воду в сторону уголка усопшего. Важно было не накидывать пар, чтобы не обжечь невидимого духа покойника.

Изучая погребальные традиции карелов, Тароева обнаружила, что после выноса гроба из дома его подносили к стенам бани, давая возможность усопшему попрощаться с ней.

Возвращение с кладбища

По возвращении с кладбища все участники похорон должны были посетить баню, чтобы очиститься перед поминальным столом. Сурхаско утверждает, что это помогало русским и карелам очищаться от нечистоты царства мёртвых и согреваться после холода потустороннего мира.

Бани на сороковины

Обычай растапливать поминальные бани в канун сорокового дня после смерти был распространён. Винокурова отмечает, что вепсы воспринимали это как последнее купание усопшего в мире живых и сопровождали обряд горьким плачем. В этот день зажигали огонь в бане, наполняли таз тёплой водой, приносили мыло и мягкий веник, а также вешали полотенце и вещи покойного.

Плакальщица вызывала дух умершего и начинала мыть члена его семьи, имитирующего покойника. После этого все гости поминок, одетые в лучшие одежды, принимали ванну, считая, что щедро накрытый стол радовал покойника, который в прощальный раз приходил в свой дом, чтобы попрощаться с родными.

Поминальные бани

Помимо сороковин, бани для усопших протапливали и на другие важные поминальные даты, которые совпадали с великими церковными праздниками и родительскими субботами. Хотя православные священники противились этому языческому обряду, окончательно искоренить его им не удалось.

В Пермской губернии до середины XIX века перед родительским днём на Фоминой неделе топили баню, в которой вечером запрещалось мыться живым. Историк Бобров зафиксировал, что на Троицу на территории Украины и Беларуси обметали могилы пропаренным веником. Винокурова также упоминает о традиции вепсов топить баню перед Юрьевым днём, когда хозяин выходил на улицу с непокрытой головой, приглашая предков попариться.

Навья баня

В XIII–XIV веках в Чистый четверг на Пасхальной неделе в юго-западной России существовал обычай организовывать баню для покойников, называемую «навьей». В других регионах это происходило в день Радуницы, когда живые накрывали в бане «навью трапезу» и посыпали её пол пеплом из печи, чтобы наутро увидеть следы приходивших мертвецов и убедиться, что подношения приняты.

Обычно на полу оставались отпечатки копыт домашнего скота или лапок птиц, что крестьяне интерпретировали как знаки присутствия их родных.

Банные суеверия

Поминальные бани были столь распространённым явлением в славянской и финно-угорской культуре, что вошли в повседневную жизнь. В Смоленской губернии последний, кто покидал баню, обычно вносил ведро холодной воды, оставлял немного тёплой и, окатив горячую каменку, быстро выходил, приглашая покойников.

В Беларуси долго парившихся людей призывали покинуть баню словами: «Пуститя ужо покойников», так как по поверью после полуночи в ней всегда собирались души умерших.

Справочно: баня на Руси имела глубокое культурное и духовное значение, особенно в контексте прощания с усопшими. Многие традиции, связанные с баней, сохранились до сих пор, несмотря на изменения в религиозных и культурных практиках.

Ранее мы рассказали о финно-угорских фамилиях.

Елена Григорьева

Фото: Freepik

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20:53В Мурманске посетитель ночного клуба расстрелял охранников из травмата

18:31В Мурманске женщина 17 дней подряд переводила деньги мошенникам

17:20Экспонаты не несут никакой пропаганды: нацизма, фашизма, антисемитизма, идиотизма, кретинизма и прочих «измов» — в Полярных Зорях продают листовки времен ВОВ

15:5538-летняя мурманчанка обматерила участкового и пошла под суд

14:50Мурманский Роспотребнадзор рассказал, как выбрать сладкий новогодний подарок

13:17«Красиво, шумно, дорого, но пусто»: Совет кинокритика поможет мурманчанам сэкономить деньги на походе в кино

12:45Как быстро окажут медпомощь в новом терминале мурманского аэропорта?

12:30Мурманские пожарные рассказали, как правильно топить печь

11:50Увеличилось число пострадавших в массовой аварии на трассе «Кола»

11:23Юсеф Яги из Мурманска вышел в финал «Горизонтов возможностей» в Москве

10:21Кошка стала жертвой пожара в Никеле

10:00Евгений ДАНИЛКИН. Шпага, кортик и кинжал

07:02Илья Резник посвятил Филиппу Киркорову роман в стихах: там много намёков на интересы артиста — непонятно, правда это или художественный вымысел

06:04«Усатый» ужас: почему в 2000-х из домов пропали тараканы — санитарная революция

05:01Любовь окутает нежностью, как заботливая бабушка пледом: 3 знака Зодиака найдут своё счастье — после 17 декабря 2025 года все изменится

04:05Гороскоп на 16 декабря, вторник, для всех знаков Зодиака: Близнецам — удача, Весам — ветер перемен, Рыбам — голос сердца

04:04Повод насторожиться: почему ночью немеют руки — и стоит ли бить тревогу

03:01Обувной этикет: что надо знать, чтобы не позориться — нюансы, имеющие решающее значение для создания образа

Все новости