Баня в древней Руси служила не только для мытья, но и была священным пространством для ритуалов, связанных с жизнью и смертью.
Баня в древней Руси всегда занимала особое место, служа не просто местом для мытья, но и священным пространством, где пересекались все четыре стихии: земля, вода, воздух и огонь. Она была важной частью крестьянского быта, в стенах которой проходили различные ритуалы, связанные с важнейшими событиями в жизни человека. Здесь проводили родильные, свадебные и похоронные обряды, а также занимались лечением и очищением духа.
Похоронная баня
По мнению этнографа Аничкова, у славян и финно-угорских племён баня служила своего рода родовым храмом. До принятия христианства в ней почитали духов усопших и поклонялись богам. Баня рассматривалась как граница между миром живых и миром мёртвых, которую покойники пересекали после ритуального омовения.
Карелы, а также жители Минской и Новгородской губерний, подготавливались к похоронам, растапливая специальную похоронную баню. В ходе ритуала они с помощью плача зазывали душу усопшего, которая могла прийти не одна, а с духами всех умерших. Исследования Васильева показывают, что единственными, для кого не готовили похоронную баню, были младенцы.
Согласно свидетельствам этнографа Гальковского, после выполнения обрядового причитания, живые распахивали двери бани, пропуская вперед духов. Для них оставляли специальное место с неиспользованным веником и кусочком мыла. После этого родственники начинали принимать водные процедуры, разбрызгивая воду в сторону уголка усопшего. Важно было не накидывать пар, чтобы не обжечь невидимого духа покойника.
Изучая погребальные традиции карелов, Тароева обнаружила, что после выноса гроба из дома его подносили к стенам бани, давая возможность усопшему попрощаться с ней.
Возвращение с кладбища
По возвращении с кладбища все участники похорон должны были посетить баню, чтобы очиститься перед поминальным столом. Сурхаско утверждает, что это помогало русским и карелам очищаться от нечистоты царства мёртвых и согреваться после холода потустороннего мира.
Бани на сороковины
Обычай растапливать поминальные бани в канун сорокового дня после смерти был распространён. Винокурова отмечает, что вепсы воспринимали это как последнее купание усопшего в мире живых и сопровождали обряд горьким плачем. В этот день зажигали огонь в бане, наполняли таз тёплой водой, приносили мыло и мягкий веник, а также вешали полотенце и вещи покойного.
Плакальщица вызывала дух умершего и начинала мыть члена его семьи, имитирующего покойника. После этого все гости поминок, одетые в лучшие одежды, принимали ванну, считая, что щедро накрытый стол радовал покойника, который в прощальный раз приходил в свой дом, чтобы попрощаться с родными.
Поминальные бани
Помимо сороковин, бани для усопших протапливали и на другие важные поминальные даты, которые совпадали с великими церковными праздниками и родительскими субботами. Хотя православные священники противились этому языческому обряду, окончательно искоренить его им не удалось.
В Пермской губернии до середины XIX века перед родительским днём на Фоминой неделе топили баню, в которой вечером запрещалось мыться живым. Историк Бобров зафиксировал, что на Троицу на территории Украины и Беларуси обметали могилы пропаренным веником. Винокурова также упоминает о традиции вепсов топить баню перед Юрьевым днём, когда хозяин выходил на улицу с непокрытой головой, приглашая предков попариться.
Навья баня
В XIII–XIV веках в Чистый четверг на Пасхальной неделе в юго-западной России существовал обычай организовывать баню для покойников, называемую «навьей». В других регионах это происходило в день Радуницы, когда живые накрывали в бане «навью трапезу» и посыпали её пол пеплом из печи, чтобы наутро увидеть следы приходивших мертвецов и убедиться, что подношения приняты.
Обычно на полу оставались отпечатки копыт домашнего скота или лапок птиц, что крестьяне интерпретировали как знаки присутствия их родных.
Банные суеверия
Поминальные бани были столь распространённым явлением в славянской и финно-угорской культуре, что вошли в повседневную жизнь. В Смоленской губернии последний, кто покидал баню, обычно вносил ведро холодной воды, оставлял немного тёплой и, окатив горячую каменку, быстро выходил, приглашая покойников.
В Беларуси долго парившихся людей призывали покинуть баню словами: «Пуститя ужо покойников», так как по поверью после полуночи в ней всегда собирались души умерших.
Справочно: баня на Руси имела глубокое культурное и духовное значение, особенно в контексте прощания с усопшими. Многие традиции, связанные с баней, сохранились до сих пор, несмотря на изменения в религиозных и культурных практиках.
Ранее мы рассказали о финно-угорских фамилиях.
Фото: Freepik