В эпоху, когда кондиционеры в автомобилях казались фантастикой, советские инженеры нашли гениальное по своей простоте решение — треугольную форточку в передней двери.
Этот скромный элемент остекления, сегодня вызывающий улыбку у современных автолюбителей, был настоящим чудом инженерной мысли своего времени, пишет автор канала Автовод со стажем.
Мало кто знает, что «треуголка» — не исключительно советское изобретение. Подобные форточки красовались на дверях американских Ford Mustang II, немецких Porsche и даже некоторых моделях Volkswagen. Но если на Западе они считались нормой, то в СССР стали настоящей культовой особенностью, пережившей несколько поколений автомобилей — от «Волг» до ранних «Жигулей».
К началу 1980-х от форточек начали массово отказываться — сначала на «Волге» ГАЗ-2410, затем на «Москвичах-2141». Официальная причина — «несолидный» вид. Но настоящей подоплекой была сложность изготовления: шарнирный механизм требовал ювелирной точности при производстве и увеличивал себестоимость автомобиля.
В отсутствие кондиционеров маленькая форточка становилась спасением. Летом, открытая под правильным углом, она создавала мощный поток воздуха, не впуская пыль. Зимой помогала быстрее прогреть салон при работающей печке. Стала «естественной вытяжкой» для табачного дыма и посторонних запахов.
Современные водители недоумевают: зачем нужна эта «дыра в двери»? Но те, кто ездил на классике, помнят её магические свойства. В отличие от кондиционера, форточка не вызывала простуд, не требовала обслуживания и работала безотказно десятилетиями. Её расположение у передней стойки было рассчитано так, что даже в дождь вода не проникала внутрь.
Сегодня косая форточка — ностальгический артефакт, напоминание о времени, когда инженеры находили элегантные решения без сложной электроники. Возможно, именно в этой простоте и заключался настоящий гений советского автопрома.
Ранее мы писали, как правильно менять масло в машине.