ЕВГЕНИЙ ДАНИЛКИН. Утром 22 июля…

К 1933 году вся страна Советов, и в частности, её Мурманский край, набирали обороты индустриализации. К этому времени в стране закончилась первая пятилетка, в которой закладывалась промышленная база СССР. Началось глобальное строительство индустриального государства. На этом фоне северу отводилась одна из главных ролей.

Ещё в 1930 году начали проектировать Беломорско-Балтийский канал. Идея такого канала была не нова, она высказывалась ещё при Петре I, но взялись за дело только через двести с лишним лет. Важность Беломорканала отмечали все: и экономическая, и военная составляющие, что позволяло сократить время перехода из центральных районов страны в северные.

В начале 1931 года И. В. Сталин пишет записку «Об охране северного побережья», в которой заостряет внимание на обороне Мурманска. Весной 1933-го принимается ряд решений о создании Северной военной флотилии. Боевые корабли, вошедшие в её состав, должны были перейти через Беломорканал из Балтийского моря в Баренцево.

Сталин, Ворошилов и Киров на Беломорско-Балтийском канале. Источник — Карело-Мурманский край № 7-8 1933 год

В июле 1933 года, когда строительство канала ещё не закончилось, было принято решение, что правительственная делегация пройдёт по нему и дальше посетит будущие места базирования флотилии. Возглавлять делегацию должен был сам И. В. Сталин. 18 июля на пароходе «Товарищ Анохин» из Ленинграда делегация в составе Сталина, Ворошилова, Кирова и Ягоды отправилась по Беломорканалу на север.

В постперестроечное время была популярна версия, что канал Сталину не понравился, но, по воспоминаниям кока «Анохина» И. П. Кузьмичёва, наоборот, Иосиф Виссарионович благодарил Кирова и приказал открыть вина в честь открытия канала.

21 июля «Товарищ Анохин» прибыл в Сороку (ныне Беломорск), где состоялся митинг. Именно на нём, перед экипажами военных кораблей, направлявшихся на Мурман, прозвучало решение о создании Северной военной флотилии.

Как вспоминал И. А. Колышкин, Сталин тогда сказал:

«…Уже подписан приказ наркома по военным и морским делам о формировании Северной военной флотилии с постоянным базированием в Мурманске. Пока в Мурманске. Ещё предстоит окончательно решить вопрос о выборе мест для строительства баз и оборонных сооружений…».

И вот, чтобы решить окончательно вопрос о выборе мест, «Товарищ Анохин» двинулся дальше на север и к вечеру прибыл в Кандалакшу. И уже оттуда правительственная комиссия поездом двинулась в Мурманск.

Утром 22 июля 1933 года Сталин, Ворошилов и Киров прибыли в торговый порт города Мурманска. Там их уже ждал пароход «Буревестник».

Пароход «Буревестник», источник: https://vk.com/war_of_the_murmansk

Несмотря на приезд первых лиц государства, это событие громко не освещалось. Только через четыре дня ТАСС передало сообщение о посещении Сталиным Беломорканала и Мурманска. «Полярная правда» 29 июля просто продублировала сообщение столичного агентства. Подробности будут выясняться позднее и в первую очередь благодаря воспоминаниям А. М. Чухчина, капитана парохода «Буревестник».

«…Судно быстро шло по заливу. Товарищи Сталин, Ворошилов и Киров вышли на переднюю палубу, внимательно осматривали кругом и о чём-то оживлённо говорили. Руководители страны намечали пути хозяйственного преобразования Севера. Тов. Сталин вынул резиновый кисет, набил свою трубку и закурил, положив одну руку за борт шинели…».

«Буревестник» вышел в море, дошёл до Сеть-Наволока и повернул обратно. Чухчин отметил, что высокие гости живо интересовались вопросами судовождения, техническими характеристиками «Буревестника», жизнью моряков на Мурмане и его, в частности.

Наконец, пароход подошёл к Полярному и встал в южной части Екатерининской гавани у горы Ленина. В 1943 году на этой горе появится большой бетонный параллелепипед с текстом: «Здесь был 22 июля 1933 года основатель и создатель Северного флота великий Сталин».

Митинг личного состава бригады подводных лодок Северного флота на горе Ленина (Энгельгардта) в Полярном. У микрофона — командир бригады Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иван Александрович Колышкин. Мититинг был посвящен 10-летию Северного флота и открытию памятной доски-обелиска, в честь посещения в 1933 г. И. В. Сталиным созданного по его инициативе Северного флота. Автор: Роберт Диамент 23.07.1943, источник: городской историко-исторический музей города Полярный (museum-polar.narod.ru)

Забегая вперёд, напомню, что именно Полярный будет выбран главной базой флотилии, а затем Северного флота, и до ХХ съезда КПСС Сталин действительно считался создателем Северного флота, и дату своего рождения этот флот раньше отмечал в июле, а не как сейчас — 1 июня. Памятник в честь пребывания в Екатерининской гавани Сталина тоже не переживёт хрущёвские времена и будет уничтожен.

Художник В. А. Кузнецов. «И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров на Беломорско-Балтийском канале», источник: Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина (www.prlib.ru)

Вернёмся в 1933 год. Правительственная делегация осмотрела гавань, и «Буревестник» двинулся на юг по Кольскому заливу.

По прибытии обратно в Мурманск Сталин и другие высокие представители власти поблагодарили экипаж парохода за рейс и пожали капитану руку. Чухчин вспоминал забавный случай при швартовке «Буревестника»: «…В момент ошвартовки тов. Сталин случайно стоял правой ногой на швартовом тросе с левого борта. Боцман Кузнецов спрашивает меня, откуда подать трос, показывая незаметно, что с левого борта трос подать нельзя. Тов. Сталин услышал этот разговор. Улыбаясь, отошёл он в сторону и сказал: — Пожалуйста, берите…».

 

Источник: https://libmir.com

После возвращения на сушу комиссия осмотрела торговый порт, судоремонтный завод, траловую базу и вечером поездом покинула Мурманск.

Это был первый приезд главы нашего государства на Кольский Север. Несмотря на важность мероприятия, он прошёл без пафоса, в рабочей атмосфере, во многом потому, что мало кто знал о нём.

Этот приезд и вопросы, решавшиеся во время и сразу после посещения Мурмана, дали очередной толчок в развитии региона. Можно сказать, что этот визит наметил цели и дал старт второй пятилетке на Кольской земле, в конце которой регион окончательно зарекомендует себя как один из крупнейших промышленных центров страны и будет выделен в отдельную административно-территориальную единицу.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20:55За прошлые выходные выявлено более 10 нарушений правил охоты и рыболовства

20:31Мурманская область заняла третье место в Национальном экологическом рейтинге регионов России

19:50Завершился чемпионат Мурманской области по мини-футболу

19:25Северянку лишили родительских прав за долги по алиментам и плохое отношение к сыну

18:50В Мурманской области планируют развивать туристический маршрут «Полярный день»

18:00Главные вопросы развития лесной отрасли обсудили на форуме «Леса России — 2025»

17:50Санитарная безопасность границы под контролем: в Мурманской области прошло тактическое учение по выявлению чумы

17:20По улицам Мурманска пронесли «Огонь жизни»

17:10Кэшаут в Заполярье или 250 миллионов, снятых с карт

16:55В Мурманской области снизился индекс промышленного производства

16:30109-летие Мурманска отметят выступлением Хора Турецкого, заплывом, танцами и дуатлон-спринтом [полная программа]


16:2520 лет спустя: В Кировске на фестивале покажут фильм «Приятного Апатита»

04:16Москвичи бегут из столицы: куда россияне уезжают из центра — топ-5 популярных направлений

04:12Весам — романтические сюрпризы, львам — новые знакомства: гороскоп на 3 октября для всех знаков зодиака

04:01Жилье в России и Польше: сравнение панелек — чем отличаются планировки, ремонт и цены

02:18Это секретный рецепт из СССР: жареная капуста с яйцом за 10 минут — быстро, вкусно и просто

02:03Руссиянки и голландки: 5 главных отличий в поведении и образе жизни — наблюдения иностранца, живущего в России

01:33Советские кухни были удобнее современных: 5 гениальных решений — потеряли в погоне за красотой

Все новости