К 1933 году вся страна Советов, и в частности, её Мурманский край, набирали обороты индустриализации. К этому времени в стране закончилась первая пятилетка, в которой закладывалась промышленная база СССР. Началось глобальное строительство индустриального государства. На этом фоне северу отводилась одна из главных ролей.
Ещё в 1930 году начали проектировать Беломорско-Балтийский канал. Идея такого канала была не нова, она высказывалась ещё при Петре I, но взялись за дело только через двести с лишним лет. Важность Беломорканала отмечали все: и экономическая, и военная составляющие, что позволяло сократить время перехода из центральных районов страны в северные.
В начале 1931 года И. В. Сталин пишет записку «Об охране северного побережья», в которой заостряет внимание на обороне Мурманска. Весной 1933-го принимается ряд решений о создании Северной военной флотилии. Боевые корабли, вошедшие в её состав, должны были перейти через Беломорканал из Балтийского моря в Баренцево.
Сталин, Ворошилов и Киров на Беломорско-Балтийском канале. Источник — Карело-Мурманский край № 7-8 1933 год
В июле 1933 года, когда строительство канала ещё не закончилось, было принято решение, что правительственная делегация пройдёт по нему и дальше посетит будущие места базирования флотилии. Возглавлять делегацию должен был сам И. В. Сталин. 18 июля на пароходе «Товарищ Анохин» из Ленинграда делегация в составе Сталина, Ворошилова, Кирова и Ягоды отправилась по Беломорканалу на север.
В постперестроечное время была популярна версия, что канал Сталину не понравился, но, по воспоминаниям кока «Анохина» И. П. Кузьмичёва, наоборот, Иосиф Виссарионович благодарил Кирова и приказал открыть вина в честь открытия канала.
21 июля «Товарищ Анохин» прибыл в Сороку (ныне Беломорск), где состоялся митинг. Именно на нём, перед экипажами военных кораблей, направлявшихся на Мурман, прозвучало решение о создании Северной военной флотилии.
Как вспоминал И. А. Колышкин, Сталин тогда сказал:
«…Уже подписан приказ наркома по военным и морским делам о формировании Северной военной флотилии с постоянным базированием в Мурманске. Пока в Мурманске. Ещё предстоит окончательно решить вопрос о выборе мест для строительства баз и оборонных сооружений…».
И вот, чтобы решить окончательно вопрос о выборе мест, «Товарищ Анохин» двинулся дальше на север и к вечеру прибыл в Кандалакшу. И уже оттуда правительственная комиссия поездом двинулась в Мурманск.
Утром 22 июля 1933 года Сталин, Ворошилов и Киров прибыли в торговый порт города Мурманска. Там их уже ждал пароход «Буревестник».
Пароход «Буревестник», источник: https://vk.com/war_of_the_murmansk
Несмотря на приезд первых лиц государства, это событие громко не освещалось. Только через четыре дня ТАСС передало сообщение о посещении Сталиным Беломорканала и Мурманска. «Полярная правда» 29 июля просто продублировала сообщение столичного агентства. Подробности будут выясняться позднее и в первую очередь благодаря воспоминаниям А. М. Чухчина, капитана парохода «Буревестник».
«…Судно быстро шло по заливу. Товарищи Сталин, Ворошилов и Киров вышли на переднюю палубу, внимательно осматривали кругом и о чём-то оживлённо говорили. Руководители страны намечали пути хозяйственного преобразования Севера. Тов. Сталин вынул резиновый кисет, набил свою трубку и закурил, положив одну руку за борт шинели…».
«Буревестник» вышел в море, дошёл до Сеть-Наволока и повернул обратно. Чухчин отметил, что высокие гости живо интересовались вопросами судовождения, техническими характеристиками «Буревестника», жизнью моряков на Мурмане и его, в частности.
Наконец, пароход подошёл к Полярному и встал в южной части Екатерининской гавани у горы Ленина. В 1943 году на этой горе появится большой бетонный параллелепипед с текстом: «Здесь был 22 июля 1933 года основатель и создатель Северного флота великий Сталин».
Митинг личного состава бригады подводных лодок Северного флота на горе Ленина (Энгельгардта) в Полярном. У микрофона — командир бригады Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иван Александрович Колышкин. Мититинг был посвящен 10-летию Северного флота и открытию памятной доски-обелиска, в честь посещения в 1933 г. И. В. Сталиным созданного по его инициативе Северного флота. Автор: Роберт Диамент 23.07.1943, источник: городской историко-исторический музей города Полярный (museum-polar.narod.ru)
Забегая вперёд, напомню, что именно Полярный будет выбран главной базой флотилии, а затем Северного флота, и до ХХ съезда КПСС Сталин действительно считался создателем Северного флота, и дату своего рождения этот флот раньше отмечал в июле, а не как сейчас — 1 июня. Памятник в честь пребывания в Екатерининской гавани Сталина тоже не переживёт хрущёвские времена и будет уничтожен.
Художник В. А. Кузнецов. «И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров на Беломорско-Балтийском канале», источник: Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина (www.prlib.ru)
Вернёмся в 1933 год. Правительственная делегация осмотрела гавань, и «Буревестник» двинулся на юг по Кольскому заливу.
По прибытии обратно в Мурманск Сталин и другие высокие представители власти поблагодарили экипаж парохода за рейс и пожали капитану руку. Чухчин вспоминал забавный случай при швартовке «Буревестника»: «…В момент ошвартовки тов. Сталин случайно стоял правой ногой на швартовом тросе с левого борта. Боцман Кузнецов спрашивает меня, откуда подать трос, показывая незаметно, что с левого борта трос подать нельзя. Тов. Сталин услышал этот разговор. Улыбаясь, отошёл он в сторону и сказал: — Пожалуйста, берите…».
Источник: https://libmir.com
После возвращения на сушу комиссия осмотрела торговый порт, судоремонтный завод, траловую базу и вечером поездом покинула Мурманск.
Это был первый приезд главы нашего государства на Кольский Север. Несмотря на важность мероприятия, он прошёл без пафоса, в рабочей атмосфере, во многом потому, что мало кто знал о нём.
Этот приезд и вопросы, решавшиеся во время и сразу после посещения Мурмана, дали очередной толчок в развитии региона. Можно сказать, что этот визит наметил цели и дал старт второй пятилетке на Кольской земле, в конце которой регион окончательно зарекомендует себя как один из крупнейших промышленных центров страны и будет выделен в отдельную административно-территориальную единицу.