Многие из гостей Кольского края отмечают уникальность его природы, стремятся увидеть Северное сияние, полярные дни и ночи, но удивить он может не только этим. Есть в этом северном регионе и жемчужины ручной работы. Их можно перечислять достаточно, вспоминать, что, к сожалению, некоторые строения до наших дней не дожили, но всё же, безусловно, на первое место в этом списке встанет уникальная Успенская церковь в селе Варзуга.
Само село — это место, где зарождалась поморская жизнь на Терской земле. Первое упоминание об этом месте датируется началом XV века, когда в Москве и Новгороде на княжении сидели сыновья Дмитрия Донского. А так как первое упоминание повествует нам о набеге разбойников с севера, то мы можем предположить, что Варзуга ещё старше.
Село является и колыбелью христианства на Кольском полуострове. Уже в конце того же XV века в Варзуге появилось подворье Соловецкого монастыря и освящена Никольская церковь. А по описи от 15 июня 1563 года Варзуга предстаёт перед нами уже крупным населённым пунктом в 124 двора и 167 человек. В селе имелось уже три церкви, одна из которых именовалась «Успения Пречистой Богородицы».
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. с. Варзуга, источник- из книги Ушакова И.Ф. «Успенская церковь в селе Варзуга» 2015 г. стр. 19
Да, на месте нынешней церкви, считающейся древнейшей из сохранившихся, стояла раньше другая, о которой более мы ничего не знаем. Возможно, она сгорела, возможно, обветшала и не подлежала ремонту, но так или иначе на её месте появилась новая, и она, в отличие от старой Успенской церкви, имеет точную дату рождения. Это может показаться удивительным, что церковь, построенная сотни лет назад, донесла до нас не только точный год постройки, но и месяц, и день. Всё это благодаря тексту об освящении престола на храмозданном кресте, который некогда находился на южной стене храма:
«Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружён бысть крест сей в церкви Успения Богородицы в лето 7182 (1674) месяца августа в 4 день при Благоверном царе и Великом князе Алексии Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Руси Самодержце, меж патриаршестве, и при Митрополите Иоакиме Великого Новаграда и Великих Лук».
Более того, в начале XX века в Архангельском архиве, в синодике Успенского прихода, было обнаружено и имя создателя церкви — Клемент.
Ещё интересна эта церковь и с исторической точки зрения, ведь строилась она в разгар никоновской церковной реформы. Тогда Соловецкий монастырь был одним из главных оплотов сопротивления реформе, и во время строительства церкви сдерживал осаду монастыря стрелецкий отряд. И церковь, в противовес новым веяниям Никона, была построена по старине. Несмотря на запрет патриарха «строить о единой, о трёх, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить», Клемент построил её шатровой. Построил её без гвоздей, с соблюдением гармоничной пропорции «золотого сечения». Её высота составила 34 метра.
Фото из книги Н. Н. Соболева «Русская народная резьба по дереву» 1934 года снято в 1934-м
Более 170 лет церковь простояла в первозданном виде, а в 1847 году начался ряд преобразований в её облике. Сначала были спилены концы брёвен, стены оббиты досками и покрашены краской. Через тринадцать лет новое веянье затронуло иконостас, а ещё через семь лет прорубили дополнительные двери, расширили оконные проёмы, отесали внутренние стены и побелили.
В 90-х годах XIX века покосившуюся церковь решили выпрямить. Для этого сделали с одной стороны подкоп, и здание удачно «село». Тогда же был произведён очередной крупный ремонт.
В советское время Успенская церковь оказалась одной из немногих, которую удалось сохранить. В 1947 году она была тщательно обследована, а в 1960 принята под охрану государства как объект культурного наследия. Правда, под охраной она была только на бумаге. Мурманские общественники тогда писали, что:
«… Церковь представляет мировую ценность, намного ценнее православных Кижей, но нет ограды, около церкви — стоянка машин, магазин со спиртным, сложены брёвна, дрова, стружка, курят. Водонапорная башня сгорела, окна в церкви разбиты, а пожарной дружины нет…».
Успенская церковь после реконструкции.
Начатая реконструкция многострадальной Успенской церкви ещё в 1973 году застопорилась на следующий сезон. Владимирская специальная экспериментальная научно-реставрационная мастерская, сделав реконструкцию верхней части храма, реставрационные работы остановила. Многочисленные просьбы в то время зампредседателя областного отделения общества охраны памятников истории и культуры Михаила Григорьевича Орешеты о срочном возобновлении работ по реставрации привели в апреле 1986 года к инспекторской командировке архитектора Трофимова И.В. в Варзугу. Его вердикт был суров: «Незамедлительно закончить. Поставить на вид Владимирской мастерской преступное её отношение к охране памятников архитектуры». Работы вновь продолжились, но признаны были неудовлетворительными. Эпопея с Успенской церковью продолжалась и в тяжёлые 90-е. Виной всему — нехватка качественных реставраторов. На одном из заседаний мурманские общественники жаловались, что приезжали специалисты, давали интересные советы, рекомендации, а пока идут споры между спецами, памятники деревянного зодчества разрушаются. Центральный совет общества охраны памятников выделяет большие деньги, но освоить их в полном объёме не получается в связи с отсутствием реставраторов.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Варзуга. На втором плане — р. Варзуга, лес. 1990-е гг. Фото Н. Н. Рудакова.
Но начиналась новая жизнь. Уже в 1996 году был восстановлен Успенский приход, а в 1999 здание храма передали Русской Православной Церкви и закрыли на долгожданную реставрацию. Только через десять лет шедевр деревянного зодчества предстал перед прихожанами полностью перебранным, восстановленным и радует своим величием нынешнее поколение.