Мурманский поэт Владимир Петрович Семенов как-то сказал: «Александр Подстаницкий — первый мурманский мальчик с действительно поэтической судьбой. Конечно, жаль, что его жизнь оборвалась так рано… Но он остался и останется для нас первым поэтическим талантом, родившимся на Кольской земле, чистой родной звездочкой, мерцающей перед нами…».
Александр Подстаницкий.Надпись на обороте фотографии: «Мамочке, папе, брату, сестричкам от далекого братика-солдатика Сашки. Берегите и помните своего Сашеньку. 20 лет. 7 мая 1941 г.», источник: книга В.Сорокажердьев «Александр Подстаницкий: стихи, воспоминания, боевая судьба»
Долгое время место рождения Александра вызывало споры. В одних источниках указан Петроград, в других — село Умба, но буквально год назад журналист Андрей Кирошко, ссылаясь на выписки ЗАГСа, документально подтвердил местом рождения Александра город Мурманск.
Жила семья на Пяти углах, учился в 18-й школе, которая находилась на пересечении ул. Книповича и пр. Ленина, а затем перешёл в школу № 22, которая находилась на той же улице Кольской (Книповича). Его первые стихи появились в «Полярной правде» в 1938 году, а в следующем году он был зачислен в штат газеты «Комсомолец Заполярья». Помимо работы корреспондентом, в «Комсомольце» печатались и его стихи. Непременно о севере.
Первая публикация стихотворения «Мурманск вечером», источник: газета «Полярная правда» 17 февраля 1940 г.
В 1940 году «Полярная правда» объявила конкурс на лучшее стихотворение о Мурманске. Василий Бочарников вспоминал: «Саша заволновался: — Вот бы написать, а? Да так, чтобы Мурманск чувствовался — с солёным ветром, с треской, с рыбаками, с этими вот серыми скалами и заливом…». Это был «Звёздный час» Александра Подстаницкого. Произведение «Мурманск вечером», пожалуй, до сих пор является самым знаменитым, любимым и цитируемым стихотворением о Мурманске. Оно стало его визитной карточкой.
Мурманск, город мой широкоплечий,
Грудью дамб улёгся на залив.
День ушёл. У окон бродит вечер.
У причалов сердится прилив.
Рядом, у красавца-ледокола,
Что в ледовый рейс уйдёт с утра,
Мирно отдыхая у приколов,
Маленькие спят траулера.
Лишь в порту лебёдок визг обычный,
Новый деррик над углём кряхтит –
В трюмы пароходов заграничных
Грузят лес и камень-апатит.
Город мой, твой аромат и скалы,
Что стоят кругом, тебя храня,
Сделать руной новой Калевалы –
Вот мечта заветная моя.
Бег оленьих райд, болота, кочки
И озёр нетронутую гладь
Срифмовать бы в песенные строчки
И потом с любовью распевать!
В них прочесть, как топкими лугами
Двадцать лет назад ходил туман,
Как сражались деды-партизаны
Против интервентов-англичан.
День ушёл. Окутал город вечер,
И над Колой — первая звезда.
Тихо всё. И лишь ветрам навстречу
В Ленинград уходят поезда.
Спи же, Мурманск, крепким сном окован.
Из Кремля курантов слышен бой…
Отдыхай: он делом завоёван,
Этот отдых, славный город мой!
Осенью 1940 года он переходит в редакцию военной газеты «Часовой Севера». «Ал. Асин» — псевдоним, под которым вышло несколько статей Александра. Как вспоминал журналист Сергей Коротков: «Ася Любина — машинистка из редакции «Часовой Севера». Ей, в частности, Саша посвятил стихотворение «Любимой»:
Тропами оленьими
Путь тяжёл и долог,
У озёр болотистых
Каждый шаг опасен,
Но идёт уверенно
Маленький геолог,
Девушка, которую
Называют Асей.
Сколько вёрст отмерено,
Не видать усталости,
Где б ни шли дороги –
Высоко ли, низко, –
Далеко до осени,
Далеко до старости,
Значит, юность пенится,
Значит, счастье близко.
Величаво высятся
Скалы сопок голых,
Стынет в блюдце-озере
Синяя вода.
Проникай поглубже
В недра тундр, геолог,
Отыщи, где скрыты
Уголь, нефть, руда.
Коль страна великая
Их найти доверила
Синеглазой девушке,
Что ж — не подведи:
Снова смеряй вёрсты,
Что уже отмерила,
То, что было пройдено,
Заново пройди!
Тропами оленьими
Путь тяжёл и долог
У озёр болотистых,
В тундре нелюдимой,
Но идёт уверенно
Маленький геолог –
Та, о ком мечтаю я
И зову любимой!
Александр Подстаницкий среди сотрудников газеты «Комсомолец Заполярья» (в нижнем ряду — крайний справа), 1940 год, источник: книга В.Сорокажердьев «Александр Подстаницкий: стихи, воспоминания, боевая судьба»
Впрочем, в «Часовом Севера» Александр проработал недолго. Начиналась новая страница его жизни. В конце 1940 года Подстаницкий отправляется в Омскую лётную школу при Омском военном авиационном училище лётчиков (в настоящее время это Омский лётно-технический колледж Гражданской авиации им. А. В. Ляпидевского). Учился он на «стрелка-радиста». Учился хорошо, смело прыгал с парашютом и прекрасно овладел теорией воздушной стрельбы. Вот только авиашколу пришлось закончить досрочно, осенью 1941 года. По окончании учёбы был направлен в 42-й авиаполк 36-й авиационной дивизии дальнего действия в город Кировобад Закавказского военного округа стрелком-радистом в дальнебомбардировочную авиацию (ДБА). Эта авиация подчинялась непосредственно Ставке Верховного главнокомандования и использовалась в основном для ночных ударов по глубоким тылам противника. Осенью 1941 года 42-й авиаполк сражается на Московском направлении, где потерял половину своего состава. В мае 1942 года Александр возвращается на север. Девять экипажей 42-го бомбардировочного авиационного полка для бомбардировки немецких аэродромов в северной Норвегии перебрасывают на Кольский полуостров.
Константин Полтеев в воспоминаниях к сборнику стихов А. Подстаницкого «Недопетая песня», составленном уже после войны, так описывает пребывание полка на севере: «…Каждую ночь полк бомбардировщиков поднимался в воздух. Самолёты выходили на заданные цели, сбрасывали бомбы и возвращались на свой аэродром. Легко сказать сейчас: возвращались! На пути советских лётчиков появлялись стены зенитного огня. Однажды лётчики недосчитались машины, на которой летал Александр Подстаницкий. Погоревали, конечно. Вспомнили добрым словом поэта и журналиста-северянина. А он тем временем полз по снегу к переднему краю нашей обороны. Оказывается, экипаж выпрыгнул с парашютами из подбитого бомбардировщика. Приземлился на ничейной территории: с одной стороны наши, с другой — немцы. Стало светать, и пробираться к своим было опасно. Саша пролежал в снегу целый день. И только в сумерках вышел в расположение наших пехотинцев…»
В середине июня Подстаницкий побывал в Мурманске. Возмужавший, в военной форме, с лётной сумкой на боку — таким он предстанет перед сотрудниками газеты «Полярная правда». Таким он будет запечатлён на одной из последних фотографий, сделанной фотографом Константином Моисеевым.
Александр Подстаницкий лето 1942 г. Автор- К.Моисеев, источник: Государственный архив Мурманской области (ГАМО) Фонд. Р-1310. Дело. 5628.
В редакции газеты он оставил несколько своих стихов. 16 июня 1942 года произведения «Дружба», «Рассказать…», «После вылета», «Когда моряк уходит в плаванье…» были опубликованы. В этот же день авиагруппа 42-го авиаполка отбыла с севера. Через двенадцать дней, 28 июня, бомбардировщик ИЛ-4 со стрелком-радистом Александром Подстаницким с боевого задания не вернулся. Считается, что горящий самолёт упал в районе линии фронта — к юго-западу от деревни Росстани, близ станции Коротыш, недалеко от старинного города Ливны Орловской области.
Владимир Сорокажердьев из книги «Александр Подстаницкий: стихи, воспоминания, боевая судьба»: «Через два десятилетия после войны останки экипажа самолёта ИЛ-4 перенесли в село Коротыш, где в 1970 году на могиле появился обелиск. На нём перечислены все члены экипажа: лётчик А. В. Никитенко, штурман Н. А. Караваев, стрелок-радист А. В. Подстаницкий и воздушный стрелок С. И. Попов. Это те боевые товарищи, с кем Александр прилетал в Заполярье. Все молодые, всем чуть более двадцати…»
Из письма от Любови Велиевой (Антуфьевой): «Он (Подстаницкий) учился в одном классе 22-й школы города Мурманска перед войной с моей мамой Ириной Павловной Суходоловой и отцом Дмитрием Дмитриевичем Антуфьевым. В этом же классе училась и Ася Бегичева (Любина по матери) — девушка, в которую Александр был влюблён и которой посвящал свои стихи. Он даже печатался иногда под псевдонимом «Ал. Асин»… О судьбе девушки мы долго почти ничего не знали. И вот оказывается, что Ася после гибели Александра ушла добровольцем на фронт, была связисткой… В семье было шестеро детей. Саша, Олег и Слава погибли на войне (их отец Подстаницкий В. В. погиб 26.11.42 г.). Из класса, где учились Саша и мои родители, вернулись только двое ребят».
Мурманский журналист и писатель Константин Полтеев, который в довоенное время дружил и работал вместе с Сашей, много сделал для сохранения памяти друга. В 1962 году с его подачи в Мурманске появилась улица в честь молодого поэта, в 1963 был выпущен единственный сборник стихов Александра «Недопетая песня», в который вошло 18 стихотворений, а уже на следующий год на Ленинградской студии телевидения об Александре Подстаницком снят телевизионный фильм под тем же названием, что и сборник стихов.
В 1993 году, благодаря стараниям другого мурманского писателя Виталия Маслова была учреждена ежегодная литературная премия имени погибших мурманских поэтов-фронтовиков — Константина Баева и Александра Подстаницкого, которую присуждают молодым авторам. Её лауреатами стали многие уже известные мурманские поэты и писатели - Дмитрий Ермолаев, Дмитрий Коржов, Надежда Большакова, Василий Рябков, Илья Виноградов и другие.