Чиновник царской России Александр Фёдорович Трепов был министром путей сообщения, председателем Совета министров, но его роль в развитии нашего региона состоит в другом. Именно он после поездки на территорию современной Мурманской области предложил создать особое межведомственное совещание по устроению и развитию Русского Севера и стал его председателем.
«Защитники севера и далёких северных путей, долгое время были у нас подвижниками, выносившие и улыбки недоверия и прямые издевательства со стороны большинства печати и общества. На многих из них нередко смотрели как на ненормальных. Но вот возвращаясь с Мурмана, я чувствую, что во мне что-то изменилось. Я понял полярный энтузиазм. Я сам влюбился. Неужели от этого меня тоже необходимо признать ненормальным?», — говорит Трепов после этой поездки.
Став министром путей сообщений он особое внимание уделит строительству Мурманской железной дороги. К сожалению, деятельный, влюблённый в Север чиновник не понравится последней русской императрице - Александре Фёдоровне.
«Трепов мне лично не нравится, и я никогда не буду питать к нему таких чувств, как к старикам Горемыкину и Штюрмеру (предшественники Трепова на посту председателя Совета министров.). То были люди старого доброго закала. Этот же, надеюсь, будет твёрд, но с ним гораздо труднее будет говорить. Те двое любили меня и с каждым волновавшим их вопросом приходили ко мне, чтоб не беспокоить тебя, а этот — увы! — меня недолюбливает, и если он не будет доверять мне или нашему Другу, то, думается, возникнут большие затруднения», — писала императрица, под «нашим Другом» имея святого старца Григория Распутина.
Подробнее о политике, повлиявшей на будущее Севера на самом излёте царской России, читайте в нашей колонке: Основатель Мурманска.
Фото: photoarchive.spb.ru