В начале двадцатого века на территории современной Мурманской области начинается организация спасательного дела. Вопрос очень важный, учитывая шторма и хрупкость рыболовных судёнышек того времени. На побережье появляются спасительные станции о которых мы уже рассказывали нашим читателям. Следом строятся и начинают работу спасательные боты. Один из таких, с названием «Великая Княгиня Ксения Александровна» в апреле 1903 года заступил на службу под командованием шкипера дальнего плавания Ивана Ануфриева. Якорная стоянка была организована в бухте Лодейной на станции, которая носила имя «Государыни Императрицы Марии Фёдоровны». Летом и весной бот обходил район в 185 километров от становища Гаврилово через Мотовский залив до Цып-Наволока.
«Условия работы и плавания были особенно тяжёлыми, так как для подания помощи рыбакам приходилось выходить в океан в самые штормы на ботике с металлическим килем „ванька-встанька". Ботик имел длину 52 фута, с открытой от ветра, шторма и волн палубой, и нужно было сидеть в „ямке", прикрепляя себя верёвками, а нижнюю часть, т. е. ноги, держать в воде, так что по 1-2 суток они были пропитаны морской водой», — приводит воспоминания шкипера в материале на сайте Регион 51 краевед Игорь Горшенин.
На таком ботике за пять лет службы шкипер Ануфриев спасёт 29 рыбаков и более десяти поморских шняк.
Также вы можете почитать колонку нашего краеведа Евгения Данилкина о том, как появилось Росляково - тихий, отдалённый район города Мурманска.
Фото: Фонды Мурманского областного краеведческого музея
