Сообщения о повсеместном закрытии магазинчиков и учреждений сферы услуг прокатились по Мурманску и области. Многие торговые центры стоят пустыми. В том же «Детском мире» в Столице Заполярья можно пройтись по этажам и убедиться: свободных площадей очень много. Поговаривают, что арендаторов отпугивает стоимость квадратного метра, но наверняка дело не только в этом, а в целой совокупности причин и обстоятельств. Среди которых и общее падение интереса к небольшим торговым центрам. Давно вы были в таком и что-либо покупали?
По словам экспертов, предприниматели не выдерживают конкуренции с маркетплейсами, которые демпфируют цены, представляют невероятный ассортимент и доставку из зарубежных стран, в частности Китая. Да, на некоторых площадках есть проблемы с гарантией, возвратом, сроками, и невозможностью «потрогать товар» здесь и сейчас, но благодаря низкой цене на эти недостатки многие закрывают глаза.
Подкупает и возможность забрать заказанное рядом с домом. Впрочем, не все так безоблачно: пункты выдачи чаще всего дело тех, кто купил франшизу, стал партнером, и готовые решения также встречаются на сайте объявлений. Например, за сумму около миллиона можно приобрести точку ПВЗ в Октябрьском районе Мурманска на Воровского. Срок окупаемости собственник оценивает в 15 месяцев.
Рядом с «Детским миром», о котором мы говорили в начале, продают кофейню за 3,5 миллиона, «заведение с историей», — пишет владелец и уточняет, что место очень проходимое, только вот вторая и, судя по всему, основанная работа не позволяет вести бизнес так, как хотелось бы.
А вот владелец сети магазинов чая и кофе в Мурманске, продающий свое дело за почти 9 миллионов, решил уехать из региона, по крайней мере об этом он сообщает в объявлении.
Кофейни, к слову, продают очень часто, что, вероятно, намекает на высокую конкуренцию и низкую рентабельность. Автоматы с такими напитками теперь есть в крупных сетевых магазинах, где чашка капучино и выпечка обойдутся в среднем в 150–180 рублей. В спешелти-заведении столько чаще всего не стоит даже одна из этих двух позиций.
А многие ли из нас готовы потратить тысячу рублей на пирожное и лавандовый раф, или делать это постоянно? Все это больше для любителей, поклонников кофейной культуры, которых в объективно маленьком Мурманске немного.
В области, где точно не уточняется, более чем за 90 миллионов продают хлебозавод — обновленный комплекс с гаражами, складами и спецтехникой. Автор объявления расписывает и льготы, доступные для этого бизнеса. Вот только кто будет покупать такую недвижимость и возобновлять, судя по всему, остановленное производство?
Теперь хлеб выпекают едва ли не в каждом сетевом продуктовом супермаркете: свежий, теплый и несколько раз в день. С таким предложением за любовь потребителя сложно бороться. А ведь когда-то эти предприятия относились к стратегическим.
Еще один хлебозавод, но всё ещё действующий, продаётся в самом Мурманске на проспекте Героев-Североморцев. В объявлении значатся — госконтракты, продажа в розницу, штат сотрудников и возможности для расширения. Стоимость предприятия — 95 миллионов рублей.
Есть и «производства» попроще, например, шаурмичные, такую даже в центре города можно приобрести за скромные по меркам предприятий 400 тысяч рублей. Продавец к тому же предлагает поторговаться.
Последние годы организации поддержки бизнеса региона рапортовали о росте сферы услуг, но в Мурманске легко можно купить парикмахерскую, в том числе детскую, или войти в долю и помочь в открытии еще одного барбершопа. За последнюю сделку попросят полмиллиона рублей.
Причины продажи у предпринимателей разные: кто-то банально устает, ведь собственное дело требует максимальной вовлеченности, едва ли не 24 на 7. Кого-то «сжирают» конкуренты и падает рентабельность, да и банально проходит пик популярности. Например, в областном центре почти одновременно закрылись несколько шоу-румов с одеждой.
Сюда же можно приплюсовать проблему с кадрами, высокие налоги и отчисления за работников. Найти квалифицированных людей непросто, наши собеседники из предпринимательского сообщества отмечают, что даже желающие поработать продавцами находятся с трудом. А сотрудник, который к тому же прекрасно осведомлен в ассортименте и знает специфику товара, а также законодательство, и вовсе на вес золота.
Бывает и так, что закрыться или продать дело приходится по воле случая, например, если из бизнеса уходят партнеры или субарендаторы. Причин может быть много.
Фото: Мария Благова и Avito
