Энергетики «Россетей» отчитались о том, что полностью возобновили снабжение Мурманска и приступили к демонтажу двух временных деревянных опор, на которых была протянута линия электропередачи, снабжающая город-герой и Североморск все эти дни.
Как сообщила на недавнем оперативном совещании заместитель губернатора Мурманской области Ольга Вовк, всего рядом с Мурманском были повреждены 6 опор и 12 ЛЭП.
Причиной ЧП, которую не раз озвучивали специалисты, была непогода: обледенение проводов, порывистый ветер и мороз.
Однако, как установили в Следственном комитете, — две из упавших в тундре конструкций были установлены еще в 1966 году. Следователи напомнили и о регламентном сроке службы опор, который составляет 40 лет. После чего ЛЭП каждые пять лет должны проходить освидетельствование. Кто и как его выполнял в районе ЧП, всего в 7 километрах от Мурманска, непонятно.
Несмотря на короткое расстояние от областного центра, погода явно не давала энергетикам заскучать. Оказалось, что у «Россетей» нет своей техники, чтобы добраться до места обрушения опор и чтобы привести новые тоже. В этом им помогали и военные, и представители бизнеса. А сами конструкции везли из Карелии и Ленинградской области, в Мурманске их не оказалось.
Как и вертолета, с помощью которого выполняли и доставку, и часть монтажных работ. Воздушное судно на север пригнали из Архангельска.
«Нужны вертолёты, способные таскать экскаваторы и людей», — мечтательно написал под одним из постов «Россетей» Антон. И, возможно, какая-то доля правды в его словах есть.
«А где каски? В «Росетях» за запятые в нарядах премии лишают, а тут в зоне монтажа ни одной каски. Двойные стандарты», — отреагировал на видео с монтажом одной из последних опор Алексей.
Но большинство, конечно, работяг хвалили, им и правда пришлось трудиться в нечеловеческих условиях круглые сутки. Люди откровенно просили о премиях для ликвидаторов аварии и переживали за тех, кто на высоте тянет кабель, лежа на металлической конструкции. Надеялись, что у бесстрашных специалистов все же есть страховка.
«Молодцы ребята, вот они русские парни», — написал Владимир.
«В нечеловеческих условиях работали мужчины. Надеюсь, их труды будут вознаграждены», — поддержала его Виктория.
«Спасибо энергетикам и всем, кто участвовал в работе с этими горе-опорами. Холодно, метель, но работали круглые сутки. Ценю теперь свет и стиральную машину больше», — сообщила Юлия.
Как все это время реагировали жители Мурманска, которые пережили два блэкаута и остановку котельных, одна из которых пришлась на двадцатиградусный мороз? Если коротко, то по-разному. Свое негодование они выплескивали под сообщениями губернатора и главы города-героя в социальных сетях. Откровенно не стеснялись в выражениях, и их можно понять.
За окном мороз, квартира стремительно остывает, горячей воды и света нет. Кто-то уехал к родственникам в «Первомайку», а кто-то воспользовался услугами волонтеров или пунктов поддержки.
Когда ситуация начала выправляться, УК рапортовали о необходимости точечной донастройки подачи как электроэнергии, так и отопления в домах. Но тепло есть далеко не везде и сейчас, к тому же отключения вызвали целую волну аварий: у людей рвало батареи, затапливало квартиры и подъезды.
«Аскольдовцев, 34, пятый день нет отопления. В квартире невозможно холодно, УК Севжилсервис на вопросы, когда будет отопление, не отвечает. Мы замерзаем!», — с надеждой обращается к губернатору Елена.
«Подстаницкого, 12. С 30.01 сидим без отопления, в квартире 7 градусов, электричество на минимуме! Электроплита не нагревается, обогреватели, естественно, тоже не греют, только тусклый свет. В ЖЭУ заявки подавали, на горячую линию тоже. Всё без изменений!», — сообщает Наталья.
«Свердлова, 4 корпус 2 нет отопления с 31 января по настоящее время, сколько можно издеваться над людьми, которые сидят в холодных квартирах», — пишет Елена.
От аварии, так уж вышло, больше всего пострадал Ленинский округ и часть Октябрьского. Торговые центры, предприятия и многоквартирные дома в Первомайском районе жили как и прежде, что крайне расстраивало некоторых оставшихся без ресурсов и человеческого лица жителей Мурманска.
Но из-за отключений, перераспределений энергии пострадала и южная котельная, которая накануне объявила о остановке. Примерно 300 домов Мурманска остались без горячей воды и отопления, работы планировали провести ночью, выбрали и подходящий по погоде день. В Мурманске потеплело до -4 градусов. Снабжение обещали вернуть в 6 утра 4 февраля, но что-то, как обычно, пошло не по плану.
«Пока мы обсуждаем новости в этом посте, Первомайский и Октябрьский округа превращаются в филиал Антарктиды. Южная котельная «стоит», сроки провалены. За что мы платим такие золотые тарифы, если в феврале вынуждены спать под тремя одеялами? Не игнорируйте проблему 345 домов! Мурманчане, не молчите, фиксируйте жалобы в ГИС ЖКХ, иначе перерасчёта не увидим», — подтверждает информацию Вера.
Накануне волна отключений прокатилась и по населённым пунктам западного берега — Гаджиеву, Видяеву, Заозёрску, Снежногорску и Ура-Губе. Энергетики также ночью выполняли профилактические работы. Людей, как и в случае с работами на Южной котельной в Мурманске, предупредили заранее.
Что показали два блэкаута? Всё просто, регион оказался не готов. Энергетическую инфраструктуру нужно было модернизировать раньше, ведь даже хорошее советское наследие имеет не безграничный ресурс. «Россети», когда «молния» уже ударила и попала, инвестируют в развитие. А что делать с котельными? Их из цепочки технологических сбоев многие исключают, но некоторые задаются справедливым вопросом, а не должны ли такие предприятия работать полностью автономно? И не зависеть от электроснабжения. Ведь удалось как-то операторам связи и провайдерам в городе обеспечить потребителей привычными услугами. Ответ до безумия прост — это генераторы и бесперебойники, которые включаются в случае отсутствия электроснабжения либо автоматически, либо в ручную.
Ситуация с теплоэнергетическими предприятиями в очередной раз говорит о чудовищном износе коммунальных сетей, но идем дальше.
Жители Мурманска, пострадавшие от блэкаута, всё же могут получить компенсацию, ведь на территории региона на несколько дней вводили режим ЧС, а он такую возможность предусматривает. Но, как обычно, чтобы получить единовременную выплату, должен быть соблюдён ряд условий.
Пока одни стоят в очередях в МФЦ с заявлением, социальные сети продолжают бурлить от мнений. Хотелось бы завершить этот материал предложением, которое на общественное обсуждение вынес Михаил:
«В связи с изношенностью электросетей не только в Мурманской области, но и по всей России, нецелесообразно применять постоянное зимнее время, при котором граждане вынуждены включать свет на час раньше, тем самым изнашивая электросети ещё сильнее, причём без особой необходимости в этом. Ведь давно известно такое решение, как сезонный перевод часов, как было у нас с 1981 по 2011 год. При сезонном переводе часов и людям хорошо, потому что солнце дольше светит по вечерам и меньше по ночам, и экономике страны хорошо — за счёт более бережного отношения к нашим стареньким электросетям».
Жаль, что автор из другого региона явно не учёл специфику региона, с нашими полярными ночью и днём.
Фото и видео: Правительство Мурманской области, «Россети Северо-Запада», Мария Благова
Соответствует редакционной политике
