Сегодня, в 60-летний юбилей российского атомного ледокольного флота, перспективы предприятия «Атомфлот» связаны с новым этапом в освоении Арктики, и развитием арктических месторождений.
В 2018 году «Атомфлот» обеспечил проводку 331 судна общей вместимостью 12,7 млн т, что на 76% превышает показатели 2017 года. Столь значимый рост грузопотока был обеспечен увеличением проводки танкеров-газовозов класса «Yamalmax» из порта Сабетта. Но уже к 2020 году количество проводок может вырасти до 800 благодаря развитию проектов по добыче углеводородного сырья в Арктическом бассейне и росте транзитных потоков.
Для обеспечения надежного и безопасного использования СМП «Атомфлот» сейчас реализует программу продления ресурса действующих атомных ледоколов и строит новые ледоколы проекта 22220.
В настоящее время на Балтийском заводе строятся три новых атомных ледокола - «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Первый из них планируется ввести в эксплуатацию уже в 2020 году.
Так, к 2027 году Россия будет иметь 5 новых универсальных атомных ледоколов (а в целом в атомном флоте будет находиться 8 ледоколов), что позволит обеспечить повышение грузопотока по Северному морскому пути до 80-100 млн т ежегодно.
Как подчеркнул заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев, на протяжении многих лет «Атомфлот» остается одним из важнейших элементов инфраструктуры СМП, ежегодно обеспечивая безопасную проводку сотен морских судов по этому маршруту.
- В последние годы к грузопотокам, связанным с «северным завозом» (доставкой грузов в города на арктическом побережье России), добавились перевозки грузов из Арктической зоны (в первую очередь, нефти и СПГ, цветных металлов) в направлении Европы и Азии, а также обеспечение транзитных грузопотоков, - отметил Сергей Кондратьев.
Россия сейчас является единственной страной в мире, обладающей атомным ледокольным флотом, но планы по строительству атомоходов есть у Китая и США. В Китае уже ведется строительство первого атомного ледокола, который, как ожидается, будет работать в Арктике. Однако положение российского «Атомфлота» останется уникальным, даже в случае, если другим странам удастся создать собственный полноценный атомный ледокольный флот - ведь России принадлежит инфраструктура Северного морского пути (а это и портовое хозяйство, и метео-обеспечение и т.д.), и, конечно, только Россия может предложить логистические решения для всех грузоотправителей - и для компаний, работающих в Арктической зоне, и для компаний, занимающихся транзитом грузов.
Напомним, в этот день в 1959 году был введен в строй первый атомный ледокол «Ленин». Атомные ледоколы открыли новые возможности освоения Арктики, так, в 1961 году с помощью «Ленина» на лед была высажена дрейфующая полярная станция «Северный полюс-10». А благодаря атомному ледокольному флоту в 1978 году удалось сделать навигацию в Западном районе Арктики круглогодичной.
ФГУП «Атомфлот» начал проведение серии праздничных мероприятий к юбилею. Так, 6 декабря, поздравить сотрудников предприятия в Мурманске приедет генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв. Он вручит награды работникам предприятия в рамках праздничного концерта, который состоится в Мурманской филармонии.
Фото: Nord-News
Сейчас читают также: Шесть часов Андрей Чибис отвечал на вопросы жителей Мурманской области