Российская рыбная отрасль уже второй год с нескрываемым оптимизмом и верой в то, что кризис ее не сломит, рапортует о росте показателей вылова. Успехи рыбаков радуют и берег, потому что сравнительно недавние законодательные документы обязали промысловиков поставлять рыбу в отечественные порты.
Суда Северного бассейна принимает на обработку Мурманский рыбный порт. О его работе в нынешних условиях рассказывает генеральный директор ОАО «ММРП» Владимир Соколов.
- Прежде всего, Владимир Витальевич, интересно было бы узнать показатели порта по приемке рыбы. Наверное, рыбаки стали доставлять ее больше, ведь вылов растет. Уже есть статистика за 8 месяцев?
- Да, конечно. С начала года рыбаки доставили в порт 185 тысяч тонн рыбопродукции, что на 13 тысяч тонн больше, чем годом ранее. За 8 месяцев в порт пришло 768 рыбопромысловых судов. Общий грузооборот порта с начала года превысил 234 тысячи тонн, что на 16 тысяч тонн больше, чем годом ранее. И самые свежие данные для сравнительной характеристики: мы приняли у своих причалов 25 тысяч тонн рыбопродукции, что на 6 тысяч тонн больше аналогичных показателей прошлого года. В сентябре ожидаем около 20 тысяч тонн рыбы различных видов. В основном это скумбрия, сельдь и донные виды. Помимо рыбы в эти 8 месяцев порт переваливал металлолом и уголь.
- Эта рыба уходила из порта с колес или, в основном, все же оседала в холодильниках, как в прошлом году? Какова наполняемость ваших емкостей? И, кстати, ведется кем-либо на территории предприятия строительство новых, как предполагалось ранее?
- На сегодняшний день в холодильнике порта хранится около 10 тысяч тонн рыбопродукции. На 70% это донные - треска, пикша, прилов. Впервые за многие годы в летний период холодильники пустовали - мы могли бы принять еще более 8 тысяч тонн. Так что дежурная свободная емкость в порту имеется. Обычно летом портовые холодильники загружены почти на 100%. Что касается новостроя, то, насколько мне известно, пока частные компании заморозили реализацию проектов по строительству новых холодильников. Видимо, это связано с отсутствием средств, хотя, хочу заметить, что хранение рыбопродукции - достаточно выгодный бизнес.
- На дворе осень, не за горами зима. Расскажите, пожалуйста, о подготовке к ней инфраструктуры порта.
- Как и любое промышленное предприятие нашего региона, порт активно к ней готовится. Провели большой комплекс ремонтно-восстановительных работ кранового хозяйства и котельного комплекса. Заасфальтировали два квадратных километра территории. К работе в зимних условиях мы готовы, однако есть ряд проблем. У порта имеется собственная котельная. И хотя подача тепла в жилой фонд - услуга для нас совсем непрофильная, предприятие обязано отапливать 45 жилых домов, расположенных поблизости с его территорией. В прошлом году деньги с жителей этих домов за услуги ЖКХ собирал комитет по развитию городского хозяйства Мурманска, и на конец года неплатежи за поставленное тепло превысили 8 миллионов рублей. С января текущего года 16 домов перешли в ведение управляющей компании «Гарант», 27 домов достались «Жилищной сервисной компании», 2 общежития так и остались в ведении КРГХ. Однако передача домов управляющим компаниям проблему не решила. На сегодняшний день коммунальщики должны порту более 6 миллионов рублей, а комитет по развитию городского хозяйства, управляя всего двумя общежитиями, умудрился с начала года накопить долг почти в 3 миллиона рублей.
Подавая тепло в дома мурманчан, мы не преследуем коммерческих целей - порт в данном случае прибыли не получает. Понимая непростое материальное положение жителей этих домов, мы уже два года не пересматриваем тарифы для населения. Но и бесплатно подавать тепло тоже не можем. И в то же время получается, что сейчас мы фактически выступаем спонсорами. Получив оплату вовремя, порт мог еще летом закупить топливо для котельной по приемлемым ценам. Сегодня же нам приходится брать кредиты в банках, чтобы сформировать нормативный запас, который, к слову, составляет 1500 тонн мазута. При этом его поставщики откровенно спекулируют, поднимая цены на топливо.
- Насколько помню, эпопея с передачей этих домов городу длится уже давно и, похоже, разрешится еще не скоро. Учитывая сегодняшний бардак - не подберу другого слова - в областном центре. Но вернемся к портовым делам. Понимаю, что сегодня многим предприятиям в экономическом отношении живется нелегко. И все же - может быть, порту удается решать какие-то вопросы, связанные с модернизацией, обновлением техники?
- Да. В этом году мы начали реализацию долгосрочной инвестиционной программы модернизации производства, рассчитанной до 2013 года. Ее реализация будет вестись частично за счет собственных средств предприятия и кредитных программ, и часть средств мы планируем получить из федерального бюджета. В рамках первого этапа программы модернизации планируется обновить парк электро- и автопогрузчиков. Пробную партию вилочных электропогрузчиков «Komatsu» порт уже принял. Сейчас рассматриваем возможность модернизации холодильного комплекса путем установки стеллажного оборудования системы Drive In (набивные стеллажи). Это позволит увеличить вместимость холодильных камер. Также в инвестиционной программе предусмотрено строительство нового холодильника в 2013 году. Для уменьшения затрат предприятия на топливо запланирована реконструкция котельного хозяйства. Кроме того, предполагается реконструировать причальную линию и энергосети. В 2009 году порт должен был получить первые средства на реконструкцию причалов по федеральной целевой программе «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах». Однако первые средства в 27 миллионов рублей были секвестированы и перенесены на 2010 год. В этом году средства по ФЦП в порт тоже не поступят. Всего по данной программе мы должны получить более 442 миллионов рублей на восстановление причалов первого грузового района. Однако сейчас никто не может сказать, когда придут эти деньги.
- В начале года вы брали кредит в банке «Возрождение». Как идет его освоение?
- Кредитную линию этого банковского учреждения мы используем, если не хватает свободных средств для выплаты заработной платы. По сути, могли бы обходиться и своими средствами, но коллектив уже привык получать зарплату вовремя - мы выдаем ее день в день.
- Какое место может занять порт в реализации так называемых мегапроектов - по освоению Штокмановского месторождения и Мурманского транспортного узла?
- Свободных мощностей у нас хватает. Как и территории, которую мы можем предоставить для компаний-партнеров. Однако порт все же строился исключительно как рыбный, для приемки не слишком тяжелых грузов и судов с небольшой осадкой. Но, тем не менее, переговоры с некоторыми компаниями продолжаются. Возможно, они будут работать на нашей территории.
- Губернатор Дмитрий Дмитриенко в рамках развития туризма в нашем регионе предложил реконструировать причал морского вокзала Мурманска для приема круизных лайнеров. Да и новым проектом по созданию транспортно-перевалочного узла, в составе которого будут три вокзала - железнодорожный, авто- и морской вокзал, это предусмотрено тоже. Как вы оцениваете эту идею, ведь в настоящее время услуги по приемке таких лайнеров оказывает ваше предприятие?
- Для нас в приемке туристических лайнеров нет коммерческой составляющей. Мы не пытаемся заработать на этом деньги. Фактически это работа на имидж города и региона. Просто принимать суда такого класса в Мурманске больше негде. При этом порт - все-таки промышленное предприятие, неприспособленное для высадки пассажиров. Да и территория у нас закрытая, что создает некоторые неудобства для туристов. Если морской вокзал города получит возможность принимать океанические лайнеры - это будет очень большим шагом к развитию туризма в регионе.
- Можно ли сегодня утверждать, что Мурманский морской рыбный порт - перевалочное предприятие, а не комплекс рыбопереработки, как это было во времена СССР?
- Порт был построен для выполнения главной функции - комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Мы - стивидорная компания и со своими задачами справляемся. Что же касается рыбопереработки, то, наверное, всем понятно, что размаха времен СССР в Мурманске уже не будет. Это просто экономически невыгодно. Затраты на отопление, свет, рабочую силу и перевозку таковы, что конечный продукт будет слишком дорогим.
- Спасибо за беседу, Владимир Витальевич. И успехов вам, вашему коллективу и предприятию.