В преддверии подписания двухсторонних документов между Россией и Норвегией на сайте «Газета.ру» была опубликована статья губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко «Арктика - Персидский залив XXI века».
В своей публикации Дмитрий Дмитриенко рассказал о перспективах развития Арктического региона, его значении в мировых экономических процессах, вопросах экологической безопасности, а также главных препятствиях и вариантах их преодоления при развитии судоходства по Севморпути.
Дмитрий Дмитриенко отмечает, что Арктический регион больше других вовлечен в мировые экономические процессы и имеет все шансы стать одним из двигателей развития страны, так называемым инновационным локомотивом.
Однако в чем это проявляется, указать, видимо, забыл. Ведь взять ту же Республику Карелия, которая с завидной регулярностью проводит переговоры с Норвегией и Финляндией о совместных бизнес-проектах, о сотрудничестве предприятий малого и среднего бизнеса. О подобном в Мурманской области мы слышим крайне редко. А те немногие встречи международного уровня, в которых так или иначе задействована Мурманская область, в большей степени завязаны в основном на освоение Штокмановского месторождения.
Да, это крупный проект, требующий огромных вложений и создания, как это модно сейчас говорить, крупного межотраслевого кластера. Но этот проект один и в стадию реализации вошел сравнительно недавно. Поэтому с большим сомнением можно говорить о Мурманской области как Арктическом регионе, который «больше других вовлечен в мировые экономические процессы». «В Арктике сегодня сосредоточено 30% мировых неразведанных запасов газа, - пишет Дмитрий Владимирович. - По оценкам ученых, за счет усилий Норвегии, России, США и, возможно, Канады в 2040-2050-е годы именно на шельфы арктических и дальневосточных морей будет перемещаться добыча нефти и газа».
Наш губернатор уверен, что успех проекта освоения Штокмана должен показать, что Россия готова ответить на вызов времени, успешно внедрив современные технологии добычи.
Но учитывая факт, что месторождение было открыто еще в прошлом веке специалистами СССР, то можно уверенно сказать, что вызова времени и вызовам в принципе Россия пока отвечает не ахти как: намерений много, реализации нет. С такой расторопностью со стороны России и при условии, что к Арктике проявляет интерес и Китай, в этой гонке Россия может оказаться далеко не в выигрыше. Хотя и потеряет немного. Жалеть надо только о том, что уже сделано и погибло, например, в пожарах, а о потерянных надеждах и фантазиях сожалеть не стоит.
Дмитрий Дмитриенко в своей публикации отмечает и важность геологоразведки - это одно из направлений становления Арктики как инновационного локомотива, считает он. «Только при условии освоения современных методов геологоразведки и повышения эффективности освоения недр можно будет максимально задействовать потенциал Арктики и реализовать поставленную президентом Дмитрием Медведевым задачу - превратить Арктику в ресурсную базу России XXI века», - пишет Дмитрий Владимирович.
Пока губернатор готовил и размещал эту статью, в Мурманске проходила III всероссийская морская научно-практическая конференция «Стратегия развития России и национальная морская политика в Арктике», которая проходила под эгидой и в период выездного заседания морской коллегии при правительстве РФ в Мурманске. О целях, которые ставились на конференции, рассказал заместитель административного департамента правительства России, ответственный секретарь морской коллегии при правительстве РФ Александр Балыбердин. По его словам, на данном этапе важно определить все те проблемы, с которыми придется столкнуться на разных этапах освоения Штокмана, и предотвратить их уже сейчас, чтобы не вышло как обычно: сперва делаем, а потом думаем. «Цена решения проблем в обострившихся притязаниях на Арктику для России крайне высока, - заметил ответственный секретарь морской коллегии при правительстве РФ. - Добыча ресурсов Арктики без привлечения прочих государств является залогом национальной, в том числе и энергетической безопасности страны». Также, по его словам, чтобы победить в конкурентной борьбе с другими государствами и сохранить уровень экспорта сырья, нашей стране необходимо начать освоение арктического шельфа не позднее 2010-2012 годов.
Заметим, Александр Балыбердин особо отмечает важность освоения Штокмана без привлечения других государств, и уж точно не идет никакой речи о 2040-2050-х годах. «Ситуация на сырьевом рынке меняется так быстро, что мы просто не успеваем под нее подстраиваться», - говорил он.
Заведующий лабораторией «Шельф» Института проблем нефти и газа РАН доктор технических наук Василий Богоявленский, выступая на конференции, отметил, что во времена СССР бурение скважин в Баренцево-Печеро-Карском районе шло интенсивно. В этот же период был построен мощный флот для освоения арктического региона. Но с развалом Советского Союза эти все работы практически прекратились. Спад оказался таким сильным, что в лучшем случае в год бурилась одна скважина, а порой буровые работы не проводились и вовсе. «А пока мы спим, вот что происходит в соседней Норвегии, - приводит пример Василий Богоявленский. - В норвежских секторах бурится 35 поисково-разведочных скважин ежегодно, при этом в последние годы намечается некий тренд на увеличение объемов бурения». Ученый отмечает, что объемы добычи нефти в Норвегии снижаются, а газа - растут. При этом наши соседи делают ставку на расширение работ в районе Штокмановского месторождения. Можно говорить, что Норвегия становится все более газовой страной».
А вот в чем полностью сходятся оценки губернатора и ученых - это в необходимости проработать экологическую сторону Штокмановского проекта и важности Северного морского пути для нашего региона. Дмитрий Дмитриенко, например, отмечает важность создания инфраструктуры в регионе для обеспечения комфортных условий жизни, безопасности населения Мурманской области и страны. «Было принято решение создать 10 современных баз по пути следования судов на СМП. Предстоит модернизировать дороги и деградировавшее авиасообщение», - пишет в статье губернатор.
Заметим, не пришлось бы заново создавать инфраструктуру для обеспечения безопасности региона, если бы в свое время не были бы свернуты и пограничные посты, и пункты передового базирования Северного флота.
«Сегодня мы понимаем, что эти решения были большой ошибкой, - отмечает заместитель административного департамента правительства России. - Теперь наша задача состоит в том, чтобы хоть что-то нарастить и остановить отток населения из северных регионов». С экологической стороной вопроса согласился заместитель председателя Кольского научного центра РАН доктор технических наук Владимир Маслобоев. По его словам, развитие инновационного потенциала Арктики невозможно без решения ряда экологических вопросов и проблем. А они в настоящее время являются тормозом инновационного развития, ведь в голой и безжизненной пустыне, в которую мы постепенно превращаем Арктику, очень трудно удержать население и еще труднее создавать или воссоздавать высокотехнологичный передел. Как сообщил профессор, основными источниками загрязнения водных систем Мурманской области являются выбросы предприятий цветной металлургии, сбросы вод от горнорудных и металлургических предприятий и вторичное загрязнение за счет выщелачивания загрязнителей: тяжелых металлов, серы, нуклидов - из горных отвалов. Горнопромышленные предприятия Кольского полуострова ежегодно производят до 200 млн тонн твердых отходов и потребляют около 2 млрд кубических метров пресной воды. При этом утилизация горных отходов составляет лишь 3-4% от добываемой массы. А в отвалах к настоящему моменту накопилось уже более 6 млрд тонн раздробленных горных масс, которые выщелачиваются в окружающую среду. Экологические издержки предприятий Мурманской области колеблются от 120 до 400%, а это, в свою очередь, снижает и экологическую безопасность Арктики, и конкурентоспособность этих предприятий.
«Арктика - никакое не «проклятие» страны. Наоборот, именно Север может стать авангардом инновационного развития. Уровень социальной и экономической инерции и апатии здесь ниже, чем в других регионах, а настрой на создание новой экономики заслуживает активной поддержки», - подводит итог в своей публикации Дмитрий Дмитриенко.
С этим утверждением можно только согласиться...