Помните военную повесть Бориса Васильева о девчонках-зенитчицах «А зори здесь тихие...»? Там есть эпизод, который я запомнил сразу. Помню и сейчас. Ужин. Соня Гурвич подкладывает Васкову лучшие куски. Он возмущен: «Я тебе, понимаешь, не дролюшка, и нечего мне кусочки подкладывать. Наворачивай, как бойцу положено! Сама худющая, как грач». Соня оправдывается, что у нее конституция такая. Васков, слабо разбирающийся в анатомии женского тела, но разбирающийся в политическом моменте сказал ей в ответ, как отрезал: «Конституция... Вон, у Бричкиной - такая же конституция, как у нас у всех, а всё при всём! Есть на что приятно поглядеть».
Вот и я сегодня о ней. О Конституции, которая, как известно, «такая же, как у нас у всех». Или одна на всех. Вот только разбираемся мы в ней так же слабо, как старшина Васков в анатомии женского тела. То есть, никак. Благодаря обилию криминальных сериалов на телевидении, назубок знаем только 51-ю статью Основного Закона. Она гласит, что «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». И всё. На этом знания большинства из нас о Конституции Российской Федерации заканчиваются.
А действительно, зачем её знать-то? Если понадобится, то залезем в интернет и без труда найдем там всё, что нам понадобится. Только вот с такой философией можно зайти очень далеко. И таблицу умножения знать необязательно, в интернете посмотрим, сколько будет семью-девять. И география ни к чему. Извозчик довезет. И так далее.
Я это всё к тому, что полмесяца назад, выступая с Посланием к Федеральному Собранию, президент России Владимир Путин предложил внести поправки в действующую Конституцию РФ. Сегодня 31 января. За две недели успели сколотить рабочую группу из семидесяти пяти человек. Рабочую группу «по подготовке предложений по внесению поправок в Конституцию». Группа сработала молниеносно. За две недели они успели не только подготовить и внести, но и вынести. В смысле, подготовить предложения, внести поправки и вынести на рассмотрение в Государственной Думе. Дума также молниеносно приняла эти двадцать две поправки в первом чтении. Второе чтение намечено на 11 февраля.
Народ в рабочей группе подобран со вкусом. Многие из них, разумеется, знакомы не только с пятьдесят первой статьёй Конституции, но многие имеют об основном документе, как и все мы, довольно смутное представление. Однако, их появление в группе вовсе не случайно. А ну, как вдруг эти поправки окажутся для всех нас судьбоносными? Тогда член рабочей группы кинорежиссер Карен Шахназаров снимет глубоко художественный фильм на документальной основе под названием «Как это было». Понятно, что главные роли в нем исполнят члены рабочей группы, народные артисты Александр Калягин и Владимир Машков. «Оскара» за этот труд им, конечно, не видать, как своих ушей, но на Государственную премию России рассчитывать вполне могут.
А знаете, почему группа сработала так скоро и так споро? Не иначе как их вдохновлял член группы народный артист Денис Мацуев виртуозным исполнением великой музыки Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Возможно, что вдохновлял удаленно, так как музыку великих русских композиторов в эти дни он должен был исполнять в концертном зале «Гевандхауз», что находится в немецком Лейпциге. Да еще вместе с Лейпцигским симфоническим оркестром, которым должен был дирижировать, видимо, по недоразумению не попавший в рабочую группу, что трудится над поправками в Конституцию, великий Юрий Темирканов. Надеюсь, что свой весомый вклад внесла и член рабочей группы двукратная Олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом Елена Исинбаева. А почему нет? Потолки в помещениях, где трудятся над поправками, надеюсь, высокие?
Есть во всём этом деле вещи, которые мой мозг постичь не в силах. Зачем такая спешка? Ведь она полезна только при ловле блох. Или они как раз и вылавливают этих самых блох в несовершенном тексте основного закона? Законопроект должен быть принят Государственной Думой в трёх чтениях. Судя по взятой скорости, это должно произойти еще в феврале. Затем, уверен, что столь же молниеносно его одобрит Совет Федерации. А вот уже после этого его еще должны одобрить как минимум две трети региональных парламентов. Но почему уже после принятия??!! Почему не до?! Не понимаю. И тогда причем здесь «всенародный референдум» по поправкам, намеченный вроде бы на 12 апреля?
Дело ясное, что дело тёмное. Или ясно, что всё уже решено заранее. Не потому ли социальные сети сегодня гораздо больше волнуют другие вопросы, а вовсе не «всенародное обсуждение» поправок в наш основной Закон? Хотя казалось бы...
Фотография Татьяны Кудряшовой