Прошло почти полтора года с тех пор, как сменились правительство Мурманской области и губернатор. За этот сравнительно небольшой период времени состав исполнительного органа региональной власти перетасовывался неоднократно. В марте 2010 года область лишилась одного из двух первых заместителей губернатора Александра Макарова, а в сентябре - и второго первого заместителя Сергея Смитюшенко. Сейчас в Мурманскую областную думу внесен законопроект, суть которого в упразднении института первых заместителей главы региона вообще. Планируется, что губернатор будет сам назначать себе замену на время вынужденного отсутствия из числа четырех имеющихся ныне заместителей, а также работающей сегодня в ранге и. о. первого заместителя Натальи Портной, которую, по всей видимости, если законопроект будет принят, переведут на должность пятого заместителя.
Об упрочении в Мурманской области вертикали власти, о работе в регионе лидеров партии «Единая Россия» в преддверии выборов в Государственную думу и о многом другом наш сегодняшний разговор с председателем комитета по законодательству и государственному строительству регионального парламента, коммунистом Павлом Сажиновым.
- Если законопроект об упразднении должности первого заместителя губернатора будет принят Мурманской областной думой, то по действующему Уставу нашей области получится, что дума полностью устраняется от участия в формировании правительства, - поясняет Павел Александрович. - Потому что по Уставу мы вправе утверждать только кандидатуры на должность первых заместителей губернатора. А ведь совсем недавно бывший губернатор Евдокимов требовал ввести должность второго первого заместителя, поскольку один с огромным объемом работы не справлялся. Тогда депутаты пошли навстречу - внесли изменения в Устав области. Но сейчас вносятся изменения совершенно другого порядка. По моему мнению, идет непонятная игра не только с главным документом региона, но и со всем депутатским корпусом.
Взаимодействие с законодательным собранием осуществляется через его первого заместителя. А теперь получается, чтобы решить какой-то вопрос в отсутствие главы региона, депутатам придется сначала узнавать, кто на эту должность временно назначен. Это нонсенс. Губернатор Дмитрий Дмитриенко - бывший военный и знает, что даже у командира отделения есть заместитель, которого все знают и который исполняет обязанности командира в его отсутствие. Предложение из правительства вызвало недоумение не только у думской фракции КПРФ, но и у представителей других политических фракций. Сейчас по предложению представителя губернатора в областной думе Николая Шукшина рассмотрение данного вопроса отложили, но это ничего не означает, ведь законопроект не отозван.
В целом в региональном правительстве идет непонятный процесс смены министров, заместителей губернатора, и это уже не первая смена за минувшие полтора года. Сменились министры по строительству и территориальному развитию, имущественным отношениям, председатели комитетов сельского хозяйства, рыбной промышленности, перетрясен финансово-экономический блок. Это говорит о том, что в правительстве Мурманской области сегодня нет взвешенной кадровой политики. На первом этапе его становления на должности заместителя губернатора были назначены люди, которые и недели не пробыли на своем служебном посту. А один вообще потом оказался во всероссийском розыске за совершение серьезного уголовного преступления. Но это был первый этап, в принципе допускающий определенные ошибки. А сейчас-то уже можно оглядеться. Губернатор, по моему мнению, совершает серьезную политическую ошибку, дистанцируясь от местной политической элиты. Разве у Мурманской области нет своих кадров, которые работали здесь много лет и пользуются авторитетом?
- На федеральном уровне смену политической элиты в регионах объясняют борьбой с кумовством...
- Чтобы разрешить эту проблему, достаточно сделать все процессы максимально гласными. Нужно информировать население региона обо всех телодвижениях исполнительной власти. Пусть публикуют информацию о своих действиях в прессе, размещают ее в Интернете. Это даст положительный результат. Другого способа устранить кумовство не существует. Кстати, то же кумовство отмечается и на федеральном уровне, да еще такое, что регионам и не снилось. И в советский период во власть тащили друзей и родственников, и в постсоветский это продолжается тоже. Сначала страной правила так называемая московская группировка, сейчас - питерская. Но в регионах опираться надо на местных специалистов и политиков - это мое глубокое убеждение. Мы же видим здесь обратное: некоторые вновь прибывшие в регион получили запись в трудовой книжке о том, что они поработали здесь заместителями губернатора, министрами - неважно, что это длилось несколько недель или месяцев. Потом они уехали из региона и при приеме на новую работу получат дополнительные баллы. Как же - был заместителем главы региона, ушел по собственному желанию. Такую высокую должность доверили, значит, специалист хороший. Нет преемственности и стабильности в управлении Мурманской областью. Это все, к сожалению, перемещается и на муниципальный уровень. Если избрали главой муниципалитета не представителя «Единой России», значит, надо сделать все, чтобы его сместить со своего поста. На моей памяти нет ни одного случая, чтобы убрали кого-то из представителей партии единороссов, можно подумать, они все - семи пядей во лбу и ошибок не совершают. А если кого из представителей «ЕР» и заменили, то выдвинули наверх, на повышение. Там же, где работали до прихода новой правительственной команды люди беспартийные или сочувствующие другим партиям, мы наблюдаем процесс вытеснения. Наглядный тому пример - Мурманск. Нравится кому-то беспартийный Субботин, не нравится - суть не в этом. Избиратели выразили к нему свое отношение - это главное, и их выбор нужно уважать. Однако единороссы, заседающие в горсовете, предприняли против него массированную атаку. Аналогичная кампания проходит и против мэра Апатитов Михаила Антропова. Валерий Яранцев, не успел он прийти в Териберку, сразу же был объявлен как человек, которого нужно убирать с этой должности. Сгущаются тучи и над главами других муниципалитетов. Там, где «ЕР» потерпела поражение на выборах, делается все, чтобы заменить глав муниципальных образований на представителей партии единороссов или людей, лояльных к этой партии, задействуется административный ресурс.
Недавно я был на заседании совета депутатов Печенгского района. Так депутатов, которые не захотели вносить изменения в Устав района о введении так называемой второй модели управления, предусматривающей работу сити-менеджера, ломали через колено. В качестве «руководящих и направляющих» на заседание приехали: вице-губернатор Наталья Портная, куратор муниципалитетов в составе правительства Мурманской области Илья Лепихов, заместитель спикера областной думы, представитель единороссов Александр Крупадеров, три представителя Кольской ГМК. Металлурги, как я видел, чувствуют себя настолько свободно, что складывается впечатление - именно они управляют сегодня Печенгским районом.
- Наверное, так оно и есть, ведь КГМК финансирует реконструкцию и ремонт котельных, поставки мазута в Печенгский район в зимний период, может быть, и какие-то социальные программы.
- Социальные программы в Кировске и Апатитах, выполненные градообразующим предприятием ОАО «Апатит», несравнимы с инициативами Кольской ГМК в Никеле и Заполярном. Чем может похвастаться это предприятие - районной больницей, где нет врачей-терапевтов? Пиар-акций много, но КГМК не может похвастаться тем, что много сделала в социальном плане. Я бы на месте ее руководителей держался подальше от тех политических игр, которые сегодня проводятся в регионе.
- Что плохого в том, если на должность сити-менеджера будет избран по конкурсу представитель Кольской горно-металлургической компании? Говорят, там работают хорошие хозяйственники.
- За то, что градообразующие предприятия не стоят в стороне от городских проблем и решения социальных задач, и жители городов, и органы местного самоуправления им всегда благодарны. Большую работу в этом направлении проводит руководство площадкой КГМК в Мончегорске - бывший комбинат «Североникель», ОАО «Апатит», Ковдорский ГОК. Но какое отношение имеет Кольская ГМК и ее представители к Уставу Печенгского района, для рассмотрения которого и собиралось внеочередное заседание совета депутатов? Может быть, руководителям предприятий все же лучше держаться в стороне от политических игр, которые сегодня ведутся в регионе партией «Единая Россия»? Трудовые коллективы, как мы видим, далеко не всегда безропотны.
На прошлой неделе депутаты совета депутатов Печенгского района все же не удержали напора чиновников сверху и внесли изменения в свой Устав о введении второй модели управления. Уже называют и кандидата на пост главы администрации района. Понятно, что это представитель Кольской ГМК. Как и в других подобных случаях, совет депутатов, выполнив сегодня поставленную перед ним задачу, завтра будет отодвинут на второй план.
Не думаю, что тем самым северяне избирают демократические принципы в своей жизни. Скорее, это профанация понятия о демократии. Мы видим, что к руководству муниципалитетами привлекаются люди, далеко не всегда пользующиеся уважением населения. К тому же идет подбор людей со стороны. Главы администраций и муниципалитетов на местах, будучи назначенными таким способом, работают с оглядкой наверх, проявляют меньше инициативы и не берут на себя ответственности. Их легитимность не сравнима с той, которую имеет глава, избранный всенародно.
- Что вы можете сказать о Степане Тананыкине, недавно избранном депутатами горсовета своим спикером и автоматически главой областного центра? Рядовой житель Мурманска о нем раньше почти ничего не слышал.
- К своему стыду я лично не знаком со Степаном Тананыкиным, не пришлось здороваться с ним за руку. Конечно, он новый человек для горожан. Основную нагрузку в Мурманске будет нести будущий сити-менеджер. И все равно самостоятельности в деятельности главы администрации будет меньше, чем у всенародно избранного мэра. Сити-менеджер будет зависеть и от администрации области, и от совета депутатов Мурманска. Хочу отметить: очень часто в депутатском корпусе оказываются люди, лично заинтересованные в благожелательном отношении к ним того или иного представителя администрации. А упрочение практики введения в муниципалитеты второй модели управления говорит только об одном - что местные единороссы усиленно готовятся к грядущим выборам в Государственную думу.
- Вы говорите, что региональная власть при работе с муниципалитетами и советами депутатов использует административный ресурс. Но положение Конституции РФ свидетельствует о том, что органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти. Нет ли здесь противоречия?
- Здесь правит бал действующий в регионе механизм финансирования муниципальных образований. Сегодня у нас практически нет ни одного муниципального образования, которое бы полностью обеспечивало себя на доходы своего бюджета, исполняло социальные программы. Даже федералы держат регионы на коротком финансовом поводке, а Мурманская область никогда самодостаточной не была. Десять лет назад, правда, регион приблизился к тому, что обеспечивал себя на 80%, а сегодня мы в долгах как в шелках. По 2010 году утвержден государственный долг на сумму более 11 млрд рублей при годовом бюджете по доходам в 30 млрд.
Имеющийся ранее госдолг был погашен до прихода нынешней правящей команды, но в прошлом году набрали долгов, а в этом году еще более усугубили свою зависимость от кредиторов.
- Как использовались эти кредитные деньги?
- Прошлый год был достаточно сложным для исполнения регионального бюджета - сказались последствия финансового кризиса и повышенные социальные обязательства, принятые в Мурманской области. Но в 2010 году наблюдается другой перекос. Сейчас региональный бюджет исполняется по результатам полугодия с превышением - по доходам на 55%. При этом расходная часть составила всего 42%. Куда уплыли остальные деньги, я пока сказать не могу. Для депутатов необъяснимо, почему правительство не финансирует расходные обязательства, предусмотренные бюджетом. Весной мы долго с ним бодались из-за нефинансирования сельского хозяйства. В результате того что чиновники заняли непримиримую позицию по отношению к тепличному комбинату в Туломе, он приказал долго жить. Я считаю это вредительством. Предстоящий 2011 год будет очень сложным в продовольственном отношении. Цены растут, а у нас прекратил существование завод «Протеин», сворачивается производство мяса птицы в апатитском совхозе «Индустрия». Средства есть, а отрасли, от которых зависит продовольственная безопасность региона, не финансируются. Эти действия регионального правительства трудно понять. Макароны самые дешевые стоят у нас 30 рублей за 1 кг, а точно такие же макароны в Финляндии менее 20 рублей. Но эта страна тоже не производит пшеницу в тех объемах, которые нужны для потребления. «Ножницы» цен на картошку в известной торговой сети - от 20 до 100 рублей за 1 кг. Можно себе представить, сколько съедобных граммов останется от килограмма по 20 рублей. Кое-кто наглеет, предлагая товар по таким ценам, а руководство области молчаливо на это взирает.
- Вы говорили о том, что область по результатам первого полугодия 2010 года сработала с превышением бюджета. Излишек можно направить в региональный резервный фонд, закон о котором был принят в прошлом году?
- Этот закон был принят с целью создания так называемой подушки безопасности в случае появления непредвиденных обстоятельств. При голосовании представители думской фракции КПРФ ставили условие: резервный фонд может пополняться только в том случае, если выполнены все социальные обязательства. Но это не прошло. Согласно принятому закону средства в резервный фонд могут перечисляться при превышении 50% налоговых поступлений, утвержденных законом о бюджете. Сегодня у правительства есть право перечислить излишек в этот фонд. При этом механизм контроля со стороны областной думы отсутствует. Да, в законе прописано, что должен быть контроль со стороны регионального парламента, но механизма контроля нет. В результате может получиться ситуация, что при неисполнении расходной части бюджета средства перейдут в резервный фонд и будут расходоваться по иному назначению.
В целом финансирование экономики по полугодию исполнялось в среднем в размере 18-27%. Сельское хозяйство финансировалось на 27-29%, а экономика дорожной сферы почти не финансировалась. При отсутствии или нехватке бюджетных средств хозяйства вынуждены были брать кредиты или сворачивать производства. Такая непродуманная политика регионального правительства подкосила финансовое положение сельхозпредприятий.
- Павел Александрович, не знаю как вы, а я, например, никакого просвета в обрисованной вами ситуации не вижу. Вы же знаете, что есть такое понятие, как партийная дисциплина, а поскольку единороссов в думе преобладающее большинство, они все равно проведут законы, продиктованные сверху. Оппоненты в любом случае сделать ничего не смогут.
- Я прекрасно понимаю, что оппозиция может только доводить информацию до избирателя и убеждать оппонентов. Другого пути нет, мы действуем в рамках парламентских механизмов. Не всегда получается, часто оказываемся в проигрыше. Но если будем голосовать за все, что предлагает «ЕР», то положение станет еще хуже. Жизненный уровень населения не повышается. Бюджетом региона не предусмотрена индексация пособий, за исключением пособий на детей. Мы никогда не поддержим такой бюджет, когда занижаются доходы. В прошлом году депутаты 10 раз возвращались к вопросу о пересмотре параметров бюджета. Сейчас нужно пересмотреть подход к зарплате бюджетников. Растут цены на продовольствие и услуги ЖКХ. Даже внутри Мурманской области наблюдаются большие перекосы в этих ценах. Данная тема заслуживает контроля надзорных органов. Неоценимую помощь при этом могли бы оказать средства массовой информации, но в Мурманской области полностью изменились информационные потоки, поменялись многие руководители СМИ. В ГТРК «Мурман», в «Мурманском вестнике». В областной газете вообще пост главного редактора передается по второму кругу. Удивляет политика в отношении СМИ со стороны регионального правительства. Редакторами пришли люди, незнакомые с областью, не знающие ни сложившихся здесь традиций, ни социального самочувствия.
- Но они сохранили штат местных журналистов, соблюдают пресловутую вертикаль, проводят федеральную политику.
- Это вы верно заметили - они назначены для проведения политической линии. Сегодня на том же телевидении и входящем в структуру ГТРК радио очень редко можно услышать выступление человека, имеющего другое мнение, нежели представители регионального правительства и партии «ЕР». В газете «МВ» проходят публикации саркастического характера по отношению к инакомыслящим, как будто эта газета частная. Сегодня в прессе редко можно услышать или прочитать правду. Многие журналисты и раньше уходили работать в те структуры, где больше платят, но есть и такие, которым прежде всего дорога сама журналистика. И этих людей сегодня из СМИ вытесняют. Такого запрета на информацию, ее дозированности, цензуры, как сегодня, в Мурманской области не было ни при каком режиме и ни при каком губернаторе.